header left
header left mirrored

Гл. 100, л. 14а-15б

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

ВЭЙ ШОУ

ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ВЭЙ

ВЭЙ ШУ

Предки владения кумоси принадлежали к отдельной ветви восточных юйвэнь 1. В прошлом они были разбиты Мужун Юаньчжэнем 2, после чего оставшиеся юрты (ло) бежали и укрылись в местности между Сун и Мо 3. Народ нечистоплотен, но искусен в стрельбе из лука и охоте. Склонен к набегам и грабежам.

В 3-м году эры правления Дэн-го (388) [северовэйский] император Тай-цзу лично выступил в поход покарать их, нанес им сильное поражение южнее р. Жолошуй 4 (Шара-Мурэн. — В. Т.) и захватил у четырех кочевий (було) свыше 100 тыс лошадей, крупного рогатого скота, овец и свиней.

Император сказал: «Различные кочевья этих варваров не знают добродетели и справедливости, нападают друг на друга и грабят друг друга, нарушают планы императора, поэтому я выступил покарать их. Однако разве [их действия, подобные действиям] крадущих мышей и ворующих собак, можно рассматривать как причиняющие беспокойство? Ныне в Центральной области (Чжунчжоу) происходят сильные беспорядки, поэтому я прежде всего усмирю ее, а затем распространю величие и милости [на окружающих], и тогда не окажется никого, кто бы не подчинился мне». После этого император вернулся на юг, в [округ] Юнычжун, и занялся усмирением земель [бывших царств] Янь 5 и Чжао 6. [На это ушло] более десяти лет, в течение которых все племена, в том числе и кумоси, численно увеличились и усилились. Когда началось освоение Ляохая 7 и был поставлен гарнизон в Хэлуне, все племена варваров содрогнулись от страха, и каждое из них стало подносить предметы, производимые в их землях.

При императорах Гао-цзуне (452-465) и Сянь-цзу (465-471) кумоси ежегодно подносили знаменитых лошадей и полосатые шкуры. В начале правления императора Гао-цзу (471-499) прислали ко двору послов с данью.

В 4-м году эры правления Тай-хэ (480) кумоси неожиданно вторглись внутрь укрепленной линии под предлогом боязни грабежей [владения] дидоуюй 8. Император издал указ, строго порицающий их [за вторжение]. В 22-м году 9 [эры правления [143] Тайхэ] (498) кумоси совершили грабительский набег на область Аньчжоу, но войска трех областей — Инчжоу, Яньчжоу и Ючжоу — численностью несколько тысяч человек прогнали их. После этого кумоси снова искренне признали власть императора и всякий раз добивались разрешения ездить внутрь укрепленной линии для торговли с народом.

Император Ши-цзун (499-515) издал указ, в котором говорилось: «До 21-го года эры правления Тай-хэ (497) кумоси жили вперемежку с пограничным населением в областях Аньчжоу и Инчжоу, являлись для торговли и не проявляли двоедушия, а после мятежа, поднятого в 22-м году [эры правления Тай-хэ] (496), далеко бежали. Хотя ныне они выражают искреннюю покорность, тем не менее находятся за укрепленной линией, откуда всякий раз просят разрешения ездить в пределы укрепленной линии для торговли с народом. Если отказать [в их просьбе], значит, воспрепятствовать их желанию подчиниться нам, если разрешить им, но не принять [предупредительных] мер, возможны неожиданные тревоги. Нельзя разрешать им вести торговлю, как прежде, следует ограничить ее. Пусть в дни торговли начальники областей посылают своих старших помощников для контроля за ней».

После этого [кумоси] ежегодно представляли ко двору подношения, и так продолжалось до конца эры правления У-дин (543-550).


Комментарии

1. При ханьском императоре Хуань-ди (147-168) среди сяньбийцев появился выдающийся вождь Таньшихуай. Уже в возрасте 14-15 лет он отличался смелостью, физической силой и умом, в результате чего был избран старейшиной. Располагая сильными войсками, «на юге он грабил земли вдоль укрепленной линии, на севере отразил динлинов, на востоке заставил отступить [владение] Фуюй, на западе нападал на усуней и овладел всеми бывшими сюннускими землями, которые тянулись с востока на запад более чем на 14 тыс. ли и были пересечены горами, реками, пресными и солеными озерами» [67, гл. 90, л. 14а]. Насколько велико было могущество Таньшихуая, видно из того, что китайский двор, который не мог справиться с сяньбийцами,отправил к нему посла пожаловать титул вана и заключить мир, основанный на родстве, но встретился с горделивым отказом.

Таньшихуай разделил свое владение на три части: восточную, среднюю и западную. Восточная часть сяньбийских земель простиралась на восток от округа Юбэйпин (округ, учрежденный при династии Цинь, занимал территорию совр. уездов Фынжунь, Цзуньхуа и Цзи в пров. Хэбэй, а также уездов Чэндэ, Линъюань и Пинщоань в Автономном районе Внутренняя Монголия) до округа Ляодун (округ, созданный при династии Цинь, включал приблизительно юго-восточные части совр. пров. Ляонин и бывшей пров. Жэхэ, а также северо-восточную часть пров. Хэбэй), владения Фуюй и племени мохуэй. Эта часть сяньбийских земель находилась под управлением рода Юйвэнь, о чем имеются многочисленные свидетельства.

«Юйвэнь Мохуай из сюнну происходил из застенных земель в Ляодуне. Его предки были дальними родственниками южного шаньюя. Из поколения в поколение они являлись правителями восточных земель. Их язык сильно отличался от сяньбийского» [34, гл. 103, л. 22а). В жизнеописании Юйвэнь Чжун-чжи говорится: «Его предки были дальними родственниками южногошаньюя и из поколения в поколение владели восточными землями» [34, гл. 81, л. 6а]. То же самое повторяется и в жизнеописании Юйвэнь Фу: «Его предки были дальними родственниками южного шаньюя и из поколения в поколение владели восточными землями» [34, гл. 44, л. 17б].

Как видим, приведенные свидетельства связывают юйвэней с сюнну, точнее, с их южной ветвью, образовавшейся в 48 г. н. э., после разделения сюнну на южных и северных. На основании данных, устанавливающих наличие этнических связей между юйвэнь и сюнну, можно сделать логический вывод, что кумоси и с сюнну имеют общее происхождение.

Однако все осложняется тем, что автор «Вэй-шу» употребил в отношении кумоси выражение «отдельная ветвь», которое допускает еще и другое толкование. Как уже говорилось, восточная часть сяньбийских земель находилась под управлением рода Юйвэнь. Отсюда можно предположить, что родственный сюнну род Юйвэнь управлял чуждыми ему сяньбийцами,которых китайские историки единодушно относят к этнической группе дунху. Эта мысль совершенно четко проводится в «Синь Тан-шу»: «Род Юйвэнь происходит от потомков сюннуского южного шаньюя. Среди них был Гэуту, сделавшийся правителем сяньбийцев, и этот пост наследовался [в его роду] из поколения :в поколение» [50, гл. 716, л. 48а].

Таким образом, в данном случае выражение «отдельная ветвь» следует понимать в том смысле, что кумоси входили в число сяньбийских кочевий, которыми управлял род Юйвэнь. Они не были связаны с родом Юйвэнь общностью происхождения, а только входили в состав его владения как самостоятельная этническая группа, которую автор «Вэй-шу» поэтому и назвал «отдельной ветвью восточных юйвэнь».

История не сохранила, к сожалению, данных, входили ли кумоси в число сяньбийских кочевий, управлявшихся родом Юйвэнь, но допустить такое предположение вполне возможно, поскольку именно восточная часть сяньбийских земель являлась основным местом расселения кумоси.

2. «Мужун Юаньчжэнь (297-348)». Юаньчжэнь — прозвище Мужун Хуана, фактического основателя династии Ранняя Янь (307-370).

3. «Местность между Сун и Мо». Сун — это сокращение от Пинди сунлинь (букв.: сосновый лес на равнине). Неоднократно упоминается в истории киданей. Например, Ху Цяо оставил запись: «Проехав от Верхней столицы 40 ли на восток, прибыли в Чжэньчжучжай, где впервые поели овощей. На следующий день выехали на восток. Рельеф местности постепенно повышался. На западе виднелась местность Пинди сунлинь» [37, гл. 25, л. 1б]. Поскольку Верхняя столица киданей находилась на территории совр. уезда Линьси в пров. Ляонин, здесь же была расположена и местность, называвшаяся Пинди сунлинь.

Мо («пустыня») — сокращенное название пустыни Гоби.

4. Река Жолошуй в «Бэй-ши» названа Жошуй.

5. Чжоуский правитель У-ван, уничтоживший династию Инь, пожаловал Чжао-гуну земли Янь [56, гл. 4, л. 13а], занимавшие территорию совр. уезда Дасин в пров. Хэбэй. В связи с этим в дальнейшем, вплоть до сегодняшнего дня, название Янь стало служить обозначением земель, входящих главным образом в состав пров. Хэбэй.

6. Чжао — название владения, существовавшего в период Чжань-го. Занимало южную часть пров. Хэбэй, восточную часть пров. Шаньси и земли к северу от Хуанхэ в пров. Хэнань.

7. Иероглиф хай — «море» иногда употребляется в значении «река», поэтому в данном тексте под Ляохай имеется в виду р. Ляохэ.

8Дидоуюй — название народа и владения. В «Вэй-шу» рассказывается: «Владение Дидоуюй находится более чем в 1000 ли к западу от шивэй. В нем много крупного рогатого скота и овец, выращиваются знаменитые лошади. Одежды делают из кожи. Нет пяти видов хлебных злаков, поэтому питаются только мясом и кислым молоком. В 8-й луне 2-го года эры правления Янь-син (472) дидоуюйцы прислали ко двору послов с данью. Вплоть до 6-го года эры правления Тай-хэ (482) послы с данью прибывали постоянно. В 14-м году [эры правления Тай-хэ] (490) неоднократно нарушали укрепленную линию. Император Гао-цзу приказал И, имевшему звание великого военачальника, карающего запад (чжэнси да цзянцзюнь), и титул Янпин-вана, прогнать их. После этого они часто являлись на аудиенцию в столицу, и вплоть до конца эры правления У-дин (543 — 550) от них постоянно прибывали послы с данью» [34, гл. 100, л. 13б-14а].

В тексте «Бэй-ши» владение дидоуюй названо дидоугань.

9. В тексте «Бэй-ши» ошибочно указано: в 20-м году.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования