Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm
(VII-I вв. до н. э.) Шань хай цзин
ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН
КАТАЛОГ ЮЖНЫХ [ЗЕМЕЛЬ] ВНУТРИ МОРЕЙ
/1/ [Охватывает земли] между морями от Юго-восточного до [Юго-]западного края 1.
Оу 2 находится в море. Минь 3 живут в море. Еще называют их Миньчжун 4. На северо-западе от них возвышается гора. Гора стоит в море.
Гора Оплота Трех Сыновей Неба 5 находится к западу от минь, к северу от моря. /1а/ Иные говорят, что [она] расположена в море.
Восемь деревьев Коричной рощи (Гуйлинь) растут к востоку от Паньюй 6.
Царство Болюй, царство Разрезанных ушей 7, /2/ царство Татуированных, царство Северных Цюй 8 — все находятся к югу от реки Заросшей (Юй). Река Заросшая 9 вытекает с холма Сян, [что] в Южных горах. А еще называют: [царство] Сянлюй.
В царстве Сяоян, к западу от Северных Цюй, у жителей человеческие лица с толстыми губами, черное тело, покрытое волосами, вывернутые ступни. При виде смеющихся людей они тоже смеются (при виде людей хохочут до упаду). /2а/ В левой руке держат дудку. [134]
Носороги (сы) обитают к востоку от Захоронения [Предка] Шуня 10, к югу от реки Сян. Они похожи на быков, но зеленовато-черного цвета, с одним рогом.
Гора Лазоревого Платана (Цанъу) 11. Предок Шунь похоронен на южном склоне; Предок Киноварно-Красный (Даньчжу) 12 погребен на ее северном склоне.
/3/ Роща Заводи (Сы), имеющая в окружности триста ли, расположена к востоку от [места обитания] синсин. Синсин понимает человеческие имена. Это животное, похожее на кабана, но с человеческим лицом. [Оно] обитает к западу от Захоронения Шуня.
К северо-западу от синсин живут носороги (си) 13. Они черного цвета, похожи на волов.
/3а/ У сяского владыки Ци [есть] слуга (чэнь) по имени Мэнту (Кровавый Ту) 14. Он ведает богами [в Ба]. Люди Ба 15 вершат суд в капище Мэнту. У кого на одежде выступает кровь, того хватают. Он (схваченный) винится и просит пощады 16. [Это место] находится на горе, к западу от горы Киноварной. Гора Киноварная лежит к югу от Красного Света (Даньяна), Красный Свет населен людьми [Ба] 17.
У Яюя 18 голова дракона, живет у Мертвой Воды (Жошуй) к западу от понимающих имена людей синсин. У него голова дракона, [он] пожирает людей.
/4/ Там есть дерево, с виду похожее на быка; потянешь его кору, она сползает лентой, подобно желтой змее. Его листья сетчатые, плоды похожи на луань. Это дерево как цюй. Оно называется дерево Цзянь 19, растет к западу от Яюя, у Мертвой Воды.
Царство Людей Ди находится к западу от дерева Цзянь. У его людей человеческие лица, но [у них] туловища рыб и нет ног.
/4а/ Змея Ба глотает слона, а через три года выбрасывает его кости. Благородные мужи едят ее, поэтому [у них] нет болезней сердца и желудка. Эти змеи бывают желто-зелеными или черно-красными. Иные говорят: черная змея с зеленой головой живет к западу от носорога (си).
Бунчуковая лошадь (маома) похожа на [обычного] коня, но на ногах у нее четыре сочленения покрыты шерстью. Водится к северо-западу от змеи Ба, к югу от горы Высокой. [135]
/5/ Сюнну, царство Кайти и царство Людей Ле — все находятся на северо-востоке.
Комментарии
1. В отличие от «Каталога Заморья Юга», здесь указано направление с юго-востока на запад. В этом разделе памятника перечислено 11 царств, некоторые из них возможно отождествить с древними народами. Таким образом, элемент этнографии здесь сильнее, чем в «Каталогах Заморья». Ареал описываемого района — юго-восток, юг и юго-запад Китая.
2. Оу — народ, область. Комментаторы отождествляют Оу с Восточным Юэ. Локализуется на территории провинций Чжэцзян и Фуцзянь («Цыхай», с. 904). В «Исторических записках» в главе «Описание Восточного Юэ» упоминается Восточное Оу как область, где было образовано зависимое от Ханьской империи «царство» (с. 514).
3. Согласно «Шовэнь», народ Минь жил в Восточном Юэ, т. е. в районе провинций Чжэцзян и Фуцзянь. Сыма Цянь также упоминает его в главе «Описание Восточного Юэ» в связи с образованием зависимого от Циньской империи «царства Миньского Юэ» (с. 514).
4. Согласно Сыма Цяню, Миньчжун — область, заселенная Минь; название было присвоено ей в период Цинь. Из этого следует, что часть текста, введенная словами «иные говорят», относится ко времени не ранее конца III в. до н. э.
5. С горы Оплота Трех Сыновей Неба (Сань Тяньцзы чжан), согласно «Каталогу Восточных [земель] внутри морей», берет начало р. Чжэ (Чжэцзян) (цз. XIII. с. 2). В «Комментарии» гора названа местом истока р. Цзянь (кн. 6, с. 110). Обе реки идентифицируются с современной рекой Синьаньцзян, берущей начало в пров. Аньхой и протекающей по территории пров. Чжэцзян (ГС, с. 1007, 1107). Соответственно гора локализуется на территории пров. Аньхой.
6. Паньюй — область, расположенная на территории Гуандуна; была учреждена при Цинь. Название происходит от наименований двух гор — Пань и Юй; оно неоднократно менялось на протяжении веков, одно из наиболее устойчивых — Южное море (Наньхай); локализуется в районе г. Гуанчжоу («Цыхай», с. 914; ГС, с. 924).
7. Царство Разрезанных ушей (Лиэр) — предположительно отождествляется с одним из южнокитайских народов, называвшимся Отвисшие Уши (Даньэр). По описанию комментаторов, ссылающихся на различные источники, это народ, у которого уши достают до плеч из-за надетых на них украшений. Локализуется на юге Гуандуна.
8. Северные Цюй — предположительно отождествляются комментаторами с Северными Ху, жившими на юге Китая и на севере Вьетнама (ГС, с. 181).
9. Река Заросшая (Юй) — идентифицируется с р. Сицзян пров. Гуандун (ГС, с. 1409), которая неоднократно меняла свое название. Авторы расходились в указании ее истока и места впадения. Согласно «Комментарию», р. Юй берет начало в Юйлине и впадает в одну из образующих Сицзян рек — Инь (кн. 6, с. 74).
10. Шунь — один из мифических правителей древности, входивших, согласно конфуцианской канонической традиции, в состав особо почитаемых Пяти правителей. (О «захоронениях» Шуня см. также цз. XIII, с. За; цз. XV, с. 5; цз. XVIII, с. 5а). Очевидно, культ Шуня был так популярен, что существовало несколько его крупных святилищ.
11. Гора Лазоревого Платана (Цанъу) — связана с именем Шуня, который якобы умер на ней, совершая объезд священных гор («Исторические записки», с. 7). В «Каталоге» названо несколько гор Цанъу, локализуемых в различных местах, что может подтвердить факт большого распространения культа Шуня. Данная гора локализуется на юге, в пров. Гуандун.
12. Предок Киноварно-Красный (Даньчжу) — согласно исторической традиции, недобродетельный сын Яо, которому отец не оставил престола, предпочтя ему добродетельного Шуня («Исторические записки», с. 7); поэтому ему не присваивался титул ди (Предок). Судя по тому, что в «Каталоге» он назван наравне с другим Предком, интерпретация его как недобродетельного сына Яо не является исходной в его образе.
13. Си — согласно объяснению Го Пу, буйвол.
14. Мэнту известен только по записи «Каталога», которая цитируется «Комментарием» (кн. 6, с. 17) и другими средневековыми источниками; иногда в них его имя пишется несколько иначе, в частности первым компонентом выступает слово «кровь». Учитывая его функции, имя можно было бы перевести как «Кровавый Ту».
15. Ба — область в Древнем Китае, локализуемая на территории пров. Сычуань.
16. Данное сообщение «Каталога» — одно из свидетельств существования ордалий в Древнем Китае.
17. Текст восстановлен по «Комментарию»; шу — «люди» и пр. (кн. 6, с. 17).
18. О Яюе см. также «Каталог Северных гор» (цз. III, с. 6), где он описан иначе.
19. Цзянь — мифическое дерево, растущее в «центре мира»; упоминается в космологиях «Хуайнаньцзы», «Весне и Осени Люя» и других памятниках. «Дерево Цзянь, — говорится в "Хуайнаньцзы", — находится в Дугуане. Там собираются все великие боги. Там они поднимаются [на Небо] и спускаются [с него]. Солнце находится в зените: [под ним] нет тени, нет эха. Это — середина (центр) неба и земли» (с. 57; см. также «Весна и Осень Люя», с. 126).