header left
header left mirrored

№ 30. 1899 г., мая 20 — июня 5. — Русско-китайское соглашение относительно китайских железных дорог в направлении к русской границе.

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

РУССКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1689-1916 

№ 30

1899 г., мая 20, — июня 5. — Русско-китайское соглашение относительно китайских железных дорог в направлении к русской границе.

I. СООБЩЕНИЕ КИТАЙСКИХ МИНИСТРОВ НА ИМЯ РУССКОГО ПОСЛАННИКА В ПЕКИНЕ М. ГИРСА (20 мая 1899 г.)

При личных объяснениях с вашим превосходительством по вопросу о проведении железной дороги от Восточной железной дороги до Пекина, имевших место несколько дней назад, Министерство уже подробно заявило вам о том, что китайское правительство затрудняется согласиться на это, а равным образом и о том, что оно не разрешит никакой другой державе постройку линии до Пекина.

Ныне, желая еще более положительным образом выразить это, китайское правительство признает, что, если впоследствии будет строиться железная дорога от Пекина в северном или северо-восточном направлении — в направлении к русской границе, то, за исключением того случая, когда она будет строиться на китайские деньги и самими китайскими чиновниками, если возникнет мысль обратиться с переговорами о постройке ее к чужому государству, оно непременно должно предварительно условиться с российским правительством или синдикатом о предоставлении им постройки ее, и никоим образом не согласится предоставить постройку ее другому государству или иностранному синдикату.

Министерство считает долгом сообщить о сем вашему превосходительству для передачи почтенному Министерству иностранных дел. [81]

II. НОТА РУССКОГО ПОСЛАННИКА В ПЕКИНЕ М. ГИРСА НА ИМЯ КИТАЙСКИХ МИНИСТРОВ (5 июня 1899 г.).

Мною было в свое время получено, почтенные князь и сановники, сообщение ваше от 20 мая с. г., в коем вы заявили мне, что китайское правительство не разрешит никакой другой державе постройки линии до Пекина, что оно признает, что, если впоследствии будет строиться железная дорога от Пекина в северном или северо-восточном направлении, или вообще от Пекина в каком бы то ни было направлении к русской границе, то за исключением того случая, когда она будет строиться на китайские деньги и самими китайскими чиновниками, если возникнет мысль обратиться с переговорами о постройке ее к чужому государству, оно непременно должно предварительно условиться с российским правительством или синдикатом о предоставлении им постройки ее и никоим образом не согласится предоставить постройку ее другому государству или иностранному синдикату.

Вышеприведенное заявление было сообщено мною, согласно вашей просьбе, императорскому правительству.

Ныне мной получен из С.-Петербурга ответ по этому предмету, в котором граф Муравьев сообщает мне, что, вполне ценя сказанные положительные уверения почтенного правительства и во внимание к нему, русское правительство готово не настаивать на немедленной постройке железнодорожной линии от Восточной дороги по направлению к Пекину. Тем не менее, Россия никоим образом не может отказаться от предъявленного ею требования о концессии на эту линию, которая является необходимой компенсацией за бесспорное и прямое нарушение китайским правительством положительных обязательств, принятых им на себя в сообщении от 19 июля м[инувшего] г [ода].

О вышеизложенном я считаю долгом уведомить вас, почтенные князь и сановники, в ответ на сообщение ваше от 20 минувшего мая.

АВПР, ф. Китайский стол, д. 1598, лл. 101-102об. Копия.

Опубл.: «Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке. 1842-1925 гг.» (сост. 9. Д. Гримм), М., 1927, стр. 139.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования