header left
header left mirrored

№ 35. 1902 г., июня 10-11. — Русско-китайское соглашение о железнодорожном строительстве в Китае к северу от Пекина.

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

РУССКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1689-1916 

№ 35

1902 г., июня 10-11. — Русско-китайское соглашение о железнодорожном строительстве в Китае к северу от Пекина.

I. НОТА КНЯЗЯ ЦИНА РУССКОМУ ПОСЛУ В ПЕКИНЕ П. ЛЕССАРУ

(10 июня 1902 г.)

Несколько времени тому назад мы имели честь получить сообщение вашего превосходительства, в коем вы заявляли, что 2 и 3 статьи первоначального соглашения, заключенного сановниками Юань и Ху с английским посланником о передаче железнодорожной линии Пекин — Тяньцзинь — Шаньхайгуань, гласящие об учреждении должности железнодорожного содиректора, а равно и 5-ая статья относительно железнодорожных веток, заключают в себе различные многочисленные препятствия и прочее.

Тогда же наше Министерство не преминуло испросить высочайшего повеления о том, чтобы означенные выше сановники дополнительно урегулировали и проч., и о вышеизложенном мы имели честь предварительно сообщить вашему превосходительству.

Вчера мы получили отношение сказанных выше сановников, в коем значилось:

«Статья 2-я и 3-я соглашения относительно передачи железнодорожной линии Пекин — Тяньцзинь — Шаньхайгуань касаются необходимости иметь иностранных военных содиректоров в вопросах, относящихся до перевозки военных обозов.

Мы, сановники, желаем, чтобы по всем вопросам, касающимся перевозки иностранных обозов и необходимых отрядам предметов, начальники [94] охранных отрядов иностранных миссий в Пекине, а равно и высшие военные власти, заведующие свободным сообщением между столицею и морем, сносились бы своевременно и непосредственно с главною железнодорожною администрациею.

Относительно пятой статьи заключенного в тот же день соглашения о преимуществах железнодорожной линии, гласящей о том, что постройка всех боковых линий должна производиться сановниками, главнозаведующими северными железными дорогами, мы, сановники, желаем постановить, что ветви на север из Пекина, а равно и линия из Пекина на Чжан-цзякоу (Калган) должны быть построены китайским правительством без касательства до сего иностранцев и на китайский капитал, без применения для этой цели иностранных капиталов; при сем линии эти, а равно и доходы, с оных поступающие, никогда не должны служить гарантией займов в иностранных государствах.

Согласно изложенному в отношении, мы просим снестись с английским посланником на предмет исследования и ответа и прочее».

Наше Министерство не замедлило официально сообщить обстоятельства дела английскому посланнику.

6-го минувшего июня Министерством был получен ответ английского посланника нижеследующего содержания:

«Разбирая все пункты, изложенные в сообщении почтенного Министерства на основании обсуждений сановников Юань и Ху, я считаю долгом заметить, что таковые согласны с моими воззрениями, и, что, само собою разумеется, можно дать согласие на приведение их в исполнение и прочее».

Наше Министерство, по получении ответа, удостоверилось, что означенные сановники и английский посланник урегулировали статьи в желаемом вашим превосходительством смысле, и мы, по новом рассмотрении, изменили 2-й и 3-й пункты китайско-английского соглашения так, что в железнодорожную администрацию не будут допущены иностранные военные содиректора; вместе с сим 5-й пункт дополнительного соглашения изменен, как сказано раньше.

Мы надеемся, что ваше превосходительство, издавна укрепляя дружеские отношения, искренне пожелаете передачи Англией железнодорожной линии Пекин — Тяньцзинь — Шаньхайгуань и с удовольствием окажете свое содействие, дабы подтвердить искренность дружеских отношений между Китаем и Россиею.

Что же касается сообщения Цзунлиямыня к бывшему посланнику Гирсу от 20 мая 1899 г., в коем значилось: «Китайское правительство обязуется, что, если впоследствии будет приступлено к дополнительной постройке железных дорог на север от Пекина или на северо-восток, по направлению к русской границе, то за исключением тех случаев, что железные дороги будут построены на китайские капиталы и китайскими чиновниками, если и возникнет намерение вести переговоры о предоставлении постройки другому государству, то намерение сие должно быть первоначально обсуждено с русским правительством или синдикатом на предмет предоставления концессии; при сем никоим образом концессия не должна быть предоставлена другому государству или синдикату другого государства» и прочее.

Наше Министерство сохраняет по-прежнему первоначальное решение и вместе с сим не вносит в оное изменений.

Сообщая о вышеизложенном вашему превосходительству на рассмотрение, мы имеем честь просить Вас ответить и дать согласие на приведение в исполнение. [95]

II. НОТА РУССКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ИМЯ КНЯЗЯ ЦИНА, ПЕРЕДАННАЯ РУССКИМ ПОСЛОМ В ПЕКИНЕ П. ЛЕССАРОМ (11 июня 1902 г.)

Я имел честь получить ваше сообщение, почтенные князь и сановники, от 10-го сего июня, по поводу изменения некоторых статей китайско-английского соглашения 16/29 апреля с. г., касающегося северных железных дорог, против которых я счел долгом 29 апреля (12 мая) протестовать от имени своего правительства.

Я очень высоко ценю чувства истинной справедливости почтенного Министерства, которое поспешило испросить высочайшего повеления для восстановления нарушенных этими статьями прав России. Как вы меня извещаете, вследствие последовавшего высочайшего указа, сановники Юань и Ху выработали надлежащие изменения, которые были вами, почтенные князь и сановники, сообщены английскому посланнику, и он изъявил на них согласие. Из приведенной в вашем сообщении ко мне ноты к английскому посланнику и дальнейшей части вашего сообщения я усматриваю с удовольствием, что в администрации северных железных дорог не будет допущено иностранных военных или гражданских содиректоров. Я искренно этому радуюсь, так как, если бы были иностранные военные или гражданские содиректора, то я мог бы изъявить согласие на передачу дороги из Пекина в Шаньхайгуань лишь при условии назначения также русского военного или гражданского содиректора.

Изложенным в вашем сообщении изменением 5-ой статьи особого договора, заключенного в тот же день, вполне правильно установлен вопрос о линиях железной дороги к северу от широты Пекина и особенно линии от Пекина к Калгану. Вы признаете также в полной силе сообщение Цзун-лиямыня, отправленное бывшему посланнику камергеру Гирсу 20 мая 1899 года относительно дорог к северу от Пекина к русской границе.

Ввиду сего я не премину без замедления донести своему правительству о счастливом окончании возникших недоразумений. Теперь снова является возможность продолжать без препятствий укрепление дружественных отношений, и я, со своей стороны, готов содействовать скорейшей передаче китайской администрации ныне занятых железных дорог.

АВПР, ф. Китайский стол, д. 119, лл. 170-174. Копия.

Опубл: «Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке. 1842-1925 гг.», стр. 158-159.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования