header left
header left mirrored

№ 26. 1706 г. апреля 3. — Грамота императора Иосифа I царю Петру I с просьбой пропустить католических миссионеров в Цинскую империю через территорию России.

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm 

РУССКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XVIII ВЕКЕ

ТОМ I

1700-1725 

№ 26

1706 г. апреля 3. — Грамота императора Иосифа I царю Петру I с просьбой пропустить католических миссионеров в Цинскую империю через территорию России 1

/л. 1/ Божиею милостию споспешествуемый Иосиф, всегда августейший император римский и король германский, венгерский, богемский, и проч., и проч., светлейшему и могущественному государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцу, и проч., и проч.

Светлейший и могущественнейший государь, друг и любезный брат.

Нам доставляет великое удовольствие, когда мы узнаем, что ваше величество до сих пор так благосклонно относитесь к нашей императорской миссии в городе Москве, что живущие там наши миссионеры, как нам известно, пожинают весьма достойные плоды не только дозволенной им пастырской заботой о спасении душ, но и неослабными трудами в деле обучения молодых людей наукам и искусствам 2. Поэтому мы, относясь заботливо и с особенною любовью к этой нашей императорской миссии, во владениях вашего величества, которую вы до сих пор держите в непрестанной вашей милости, премного и теперь надеемся на братское расположение вашего величества, и дружески и по братски просим, чтобы ваше величество держали особенно в эти времена в милости рекомендуемую миссию и взяли мужей этой миссии, весьма ревниво занимающихся ведением учебного дела, под ваше покровительство ради общаго блага и ради нас, и тем с большею охотою, чем более вашему величеству известно, что это доставит нам величайшее удовольствие.

Второе, о чем мы с таким братским чувством и заботливостью просим ваше величество, заключается в том, что нередко, как нам известно, случается, что из наших наследственных стран с благочестивейшими намерениями посылаются миссионеры в обширнейшее, известное Китайское царство для приведения тамошних народов к христианскому закону. Но нам жаль, что столько мужей с такой огромной потерей времени и денег, не говоря уже о постоянных опасностях на море и океане, до сих пор или едва достигали тех земель или достигали их с большими бедствиями.

Поэтому ваше величество весьма много обяжете нас, если ради вашей великой славы и ради достохвальной славы христианского имени милостиво изъявите согласие на то, чтобы по крайней мере те миссионеры, которые будут идти в Китаи из наших императорских королевств и областей, могли отправляться чрез ваши земли и владения.

В остальном мы поручаем ваше величество божескому покровительству и усерднейше молим бога, чтоб дал вам счастливый успех в ваших делах. [79]

Дано в городе нашем Вене, в 14 день месяца апреля (3 апреля по юлианскому календарю), в лето господне 1706-е, царствования ж нашего римскаго 17-е, венгерскаго 19-е, богемскаго 1-е.

Вашего величества любезный брат Иосиф.

Скрепил Фридрих-Карл граф де-Шенборн. Лука Дольберг.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Австрией, оп. 4, № 9, л. 1. Подлинник на латинском яз.

Опубл.: Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904, с. 134-135. Перевод с копии на латинском яз.

Печатается по опубликованному переводу.


Комментарии

1. Императоры Священной Римской империи в конце XVII — начале XVIII в. с помощью денег и путем дипломатического нажима содействовали продвижению членов иезуитского ордена на Восток. После изгнания иезуитов из России в 1688 г. австрийский император Леопольд ходатайствовал о их возвращении, направив с этой целью в 1691 г. особое посольство в Москву. Несмотря на неудачу этого посредничества, иезуиты постепенно вновь обосновались в Москве, приезжая в составе австрийских посольств под видом членов других орденов, а также под предлогом проезда в Индию, Персию и Китай. Согласие русского правительства на пропуск миссионеров (а в том числе и иезуитов) через территорию России следует расценивать как одно из средств установить связи с Ватиканом. В 1707 г. при отправлении Б. И. Куракина в Рим ему предписывалось: «Предложить особливую склонность и почтение царского величества, которую имеет к особе нынешнего отца святого, и что ради его... всякую свободность в пропуску миссионеров в Китай и Персию готов являть» (Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. V. СПб., 1907, с. 395).

Однако в 1719 г. в связи с причастностью иезуитов к делу царевича Алексея они вновь были высланы из России (Д. Толстой. Об иезуитах в Москве и Петербурге. СПб., 1859, с. 4-5, 11; Ж. Губер. Иезуиты. Их история, учение, организация и практическая деятельность. СПб., 1899, с. 108-109; Т. Гризингер. Иезуиты. Т. II. М., 1869, с. 208-209).

2. Речь идет об организации иезуитами специальной школы в Москве (Ю. Ф. Самарин. Иезуиты и их отношение к России. М., 1870, с. 305-307).


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования