header left
header left mirrored

ПРЕДИСЛОВИЕ

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

1850-1864 гг. 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тайпинское восстание 1850-1864 гг. является выдающимся событием в истории героической борьбы китайского народа за свое освобождение и одной из наиболее крупных антифеодальных крестьянских войн в истории человечества. Не случайно с глубоким вниманием следил за ним К. Маркс, написавший две специальные статьи о тайпинах 1. Большой интерес к восстанию проявляли деятели революционной демократии в различных странах, в том числе в России.

Уже в 50-х годах появилось немало книг и статей о тайпинском восстании. Так, в 1853 г. в Париже была опубликована работа М. Каллери и М. Ивана «Восстание в Китае с его начала до захвата Нанкина» 2, переведенная вскоре на английский язык и сыгравшая важную роль в ознакомлении европейцев с движением тайпинов. Хотя книга содержит ряд фактических ошибок, она и ныне представляет интерес для тех, кто занимается исследованием истории тайпинского восстания. В том же 1853 г. Мидхэрст перевел на английский язык и опубликовал некоторые тайпинские документы, в том числе сочинения и манифесты вождя тайпинов Хун Сю-цюаня и различные прокламации, написанные другими руководителями восстания 3. В это же время в Лондоне вышли одноименные книги X. Визетелли 4 и Ч. Макфэрлайна 5 «Китайская революция». В этих работах авторы на основе сообщений прессы и тайпинских документов, опубликованных на английском языке, (Кратко излагали историю тайпинского восстания. В 1854 г. в Сянгане вышла в свет небольшая, но содержательная книга Т. Хамберга «Видения Хун Сю-цюаня и происхождение восстания в Гуанси» 6, написанная со слов Хун Жэнь-ганя — двоюродного брата Хун Сю-цюаня. Она содержит ценный фактический материал о деятельности одного из выдающихся вождей повстанцев и [6] руководимого им общества «Байшандихуэй» («Общество поклонения богу»), которое сыграло значительную роль в подготовке тайпинского восстания. Спустя два года Т. Мидоус опубликовал солидную по объему работу «Китайцы и «их мятежи» 7, написанную с враждебных тайпинам позиций. В ней дан довольно пространный очерк тайпинского восстания и описание положения Цинской империи в то время. Вскоре в Нью-Йорке вышла книга Д. Маки «Жизнь тайпинского вана» 8, ознакомившая американских читателей с тайпинской революцией. В 1862 г. в Лондоне была издана книга Л. Брайна «Тайпинское восстание в Китае» 9, излагающая на основе различных документов историю тайпинов и их отношений с (капиталистическими державами. Выражая взгляды английских колонизаторов, Л. Брайн стремился доказать, что тайпинское движение представляет серьезную опасность для Китая и угрожает интересам Англии, он всячески оправдывал враждебные действия (капиталистических держав против повстанцев. В 1866 г. англичанин А. Линдлей, поддерживавший тесный контакт с тайпинами, опубликовал двухтомную книгу «Тайпин тяньго. История тайпинской революции» 10, пронизанную горячей симпатией к восставшим. Изложенные в ней личные наблюдения автора и солидный фактический и документальный материал о взаимоотношениях между тайпинами и капиталистическими державами представляют большой интерес для историков. В журнале русских демократов «Современник» № 32 за 1859 год была (помещена пространная статья И. Н. Березина «Китай и отношение к нему Европы», рассказывающая о тайпинском восстании. Ряд статей о тайпинах появился также в других русских журналах того времени. Довольно подробный очерк истории этого восстания был дан в книге М. Венюкова «Очерки современного Китая», изданной в 1874 г. в Петербурге.

Не вдаваясь в более детальный разбор буржуазной исторической литературы того периода, посвященной тайпинам, отметим только, что для нее характерно непонимание глубоких социально-экономических причин тайпинского восстания и сущности его, как антифеодальной крестьянской войны, изображение восстания «бунтом черни», либо чисто антиманьчжурским движением, лишенным классовых корней. Лишь немногие буржуазные авторы того времени, в частности А. Линдлей, смогли разглядеть и положительно оценить (прогрессивную роль тайпинского движения для Китая.

Западноевропейская и американская литература о тайпинах (включая современную) в значительной мере посвящена восхвалению душителей восстания — Цзэн Го-фаня, Ли Хун-чжана, Цзо Цзун-тана, Гордона и Уорда. О роли этих лиц в подавлении тайпинского движения написано около полутора десятка объемистых книг, изданных в разное время в [7]США и Англии. Однако время от времени появлялись и появляются работы, авторы которых пытаются объективно осветить различные проблемы крестьянской войны в Китае. К таким работам относятся, например, популярная книга немецкого историка X. Шпильмана «Тайпинская революция в Китае» 11, опубликованная в 1900 г. и изданная на русском языке в 1925 г. под названием «Крестьянская революция в Китае (1850-1864)», солидно фундированная статья Г. Тэйлора «Тайпинское восстание, его экономический фон и социальная теория» 12, в которой сделается попытка выяснить социально-экономические предпосылки тайпинской революции. В Японии за последние десятилетия также (появился ряд трудов о тайпинах, например, одноименные книги Нашимото Юхэй 13 и Сано Гаку «Тайхэй тенгоку какумэй» («Тайпинская революция») 14 и другие работы.

Что касается Китая, то там до буржуазной революции 1911-1913 гг. было опубликовано значительное число книг, рассказывающих о подавлении тайпинского восстания, записки и дневники очевидцев, содержащие ценные для историков сведения о повстанцах и их политике. Все эти работы писались либо официальными цинскими историографами, либо представителями феодальной реакции. Тайпины изображаются в них грабителями и разбойниками, пытавшимися посягнуть на освященные веками, незыблемые устои общества. Исследование истории антифеодальной крестьянской войны тайпинов с иных позиций не допускалось цинскими властями. Такое исследование началось лишь накануне буржуазной революции 1911-1913 гг. в кругах либерально настроенной китайской интеллигенции на почве усилившегося интереса к тайпинам в связи с нарастанием революционного брожения в стране. В 1911 г. в Китае была опубликована книга Лю Чэн-юя «Тайпин тяньго чжаньши» («Военная история тайпинского государства») 15. Предисловие к ней написал китайский революционер-демократ Сунь Ят-сен. Вслед за тем в 1916 г. вышел сборник «Тайпин тяньго де вэнь» («Неофициальные сведения о тайпинах») 16, состоящий из четырех небольших выпусков. В него были включены различные материалы о тайпинах, собранные у частных лиц, в том числе некоторые тайпинские документы, а также выписки из ранее опубликованных показаний Ли Сю-чэна, показания Лай Вэнь-гуана и т. д. Кроме того, сюда вошли приписываемые тайпинам документы (например, «Дневник Хун Сю-цюаня», сообщение о вымышленной «поездке Хун Жэнь-ганя в США» и т.п.). В сборнике не указывалось откуда взят тот или иной материал, составители его некритически подошли к [8]подбору документов, все это значительно снизило его научную ценность. В 1923 г. были изданы книги Ли Шань-цина «Тайпин тяньго еши» («Неофициальная история тайпинав») 17и Ли Фа-чжана «Тайпин тяньго чжи» («Очерк о Тайпинском государстве») 18, в которых тайпинское восстание изображалось как выдающееся освободительное движение китайского народа. Первая из этих книг была написана в манере традиционных китайских династических историй без ссылок на использованные источники и содержала большой фактический материал о многих деятелях восстания, о государственном и военном строительстве тайпинов и их политике в различных вопросах, почерпнутые главным образом из рукописи современника тайпинского восстания Чжан Дэ-цзяна «Свод сведений о положении в стане мятежников». Она несколько раз переиздавалась в Китае и сыграла немалую роль в ознакомлении читателей с историей тайпинской революции.

Огромное значение для воссоздания истории тайпинов имело выявление, опубликование и изучение памятников тайпинского восстания. Эта работа была связана с большими трудностями, так как реакционные правящие круги, стремясь стереть в народе память об этом восстании, беспощадно уничтожали все, что было создано тайпинами.

Тем не менее в Китае и за его пределами сохранилось значительное количество тайпинских памятников: сочинения и манифесты Хун Сю-цюаня, сочинения Хун Жэнь-ганя, различные кодексы, уложения, военные уставу, календари тайпинов, многочисленные письма и прокламации руководителей восстания, деловые документы (свидетельства, квитанции и т. д.), монеты Тайпинского государства, намогильные надписи, личные (печати, оружие и т. д. Все это имеет первостепенную важность при изучении истории крестьянской войны тайпинов.

В 1926 г. в Пекине вышел в свет сборник «Тайпин тяньго шиляо дии цзи» («Первый сборник материалов по истории Тайпинского государствам) 19, составленный Чэн Янь-шэном. В него вошли восемь тайпинских печатных изданий, обнаруженных в библиотеке Института живых восточных языков в Париже, в том числе «Земельная система Небесной династии», «Рассуждение об учреждении небесной столицы в Цзиньлине» и др. Большая часть документов в этом сборнике воспроизведена фотолитографическим способом. Спустя три года был опубликован подготовленный Лю Фу сборник «Тайпин тяньго юцюй вэньцзянь шилю чжун» («Шестнадцать интересных документов Тайпинского государства») 20, который содержал письма руководящих деятелей тайпинского восстания и другие документы. В 1931 г. вышел сборник «Тайпин тяньго шивэнь шао» («Стихотворные и прозаические памятники Тайпинского государства»), составленный Ло Юном и Шэнь Цзу-цзи. Он включал более 40 стихотворений и гимнов, более 100 прокламаций, манифестов,[9] донесений, писем руководителей тайпинского восстания 21. Во второе издание этого сборника (1934 г.) вошло девять документов, опубликованных тайпинами: «Троесловие», «Книга небесных заповедей», «Тайпинский церемониальный кодекс» и др. Они были сфотографированы Юй Да-вэем в Прусской государственной библиотеке в Берлине. Научный уровень этого сборника недостаточно высок, поскольку в него включен наряду с подлинными документами тайпинов ряд подделок, например, так называемые стихотворения тайпинских полководцев Ши Да-кая, Вэй Чан-хоя, Ли Сю-чэна и жены Ши Да-кая, а также документы, которые приписывались тайпинам, но в действительности принадлежали различным тайным обществам того времени, известным под общим названием «Тянь-дихуэй» («Союз неба и земли») или «Саньхэхуэй» («Триада»),

В результате тщательных исследований была установлена поддельность документов, изданных в Китае в разное время (дневники Ши Дакая, Хун Сю-цюаня, «Военная история тайпинов» и т. д.) 22.

Материалы, изданные тайпинами, манифесты Хун Сю-цюаня и письма руководителей тайпинского восстания появились в сборниках «Тайпин тяньго шиляо бачжун» («Восемь документов по истории Тайпинского государства») 23 и «Тяньван чжаочжи» («Манифесты небесного князя») 24, подготовленных Пекинской библиотекой в 1932 и 1935 гг., а также в «Тайпин тяньго шньшу» («Документы Тайпинского государства») 25, опубликованные в 1935 г. Пекинским музеем Гугун. В 1935 г. Сяо И-шань составил сборник «Тайпин тяньго чжаоюй фу каоши» («Манифесты Тайпинского (государства с комментариями») 26, а в 1936 г. под его редакцией было издано собрание материалов «Тайпин тяньго цюншу дии цзи» («Первое собрание изданий Тайпинского государства») 27, в которое вошли 22 тайпинских документа, обнаруженные в библиотеке Британского музея в Лондоне, а также брошюра Хун Жэнь-ганя «Возвращение на истинный путь», найденная в Янчжоу. В 1937 г. Сяо И-шань выпустил сборник «Тайпин тяньго шухань» («Эпистолярные памятники Тайпинского государства») 28, который содержал 15 писем и обращений видных деятелей тайпинского восстания с комментариями. Несколько раньше, в 1935 г., Ван Чжун-минь обнаружил в библиотеке Британского музея в Лондоне десять неизвестных еще печатных документов тайпинов, которые затем опубликовал. В эти же годы большую работу по выявлению и исследованию памятников тайпинского восстания проделали Сян Да, Ло Эр-ган, Цзян Ю-вэнь, Се Син-яо и другие китайские [10] ученые. Таким образом была заложена солидная основа для разработки различных проблем великой антифеодальной крестьянской войны тайпинов. На этой базе в 30-х годах в Китае появилось более 70 статей по вопросам истории тайпинского восстания, несколько общих работ очеркового характера о тайпинах, а также ряд специальных исследований: Се Син-яо «Тайпин тяньгоды шэхуэй чжэнчжи сысян» («Общественно-политическая идеология тайпинов») 29 об истоках идеологии тайпинов, книга того же автора «Тайпин тяньго шиши луньцун» («Сборник статей по истории тайпинов») 30, Ли Сян-цзе «Тайпин тяньгоды чжэнчжи сысян» («Политическая идеология тайпинов») 31, Го Тин-и «Тайпин тяньго лифа каодин» («Исследование тайпинского календаря») 32 и др. В большинстве исследований китайских историков периода 30-х годов заметно влияние американской прагматической школы, Тайпинское восстание обычно рассматривалось в них с «надклассовых позиций», выпячивалась его антиманьчжурская направленность и игнорировались антифеодальный характер и социально-экономические корни.

Работа китайских историков по выявлению и изучению памятников тайпинского восстания и исследованию различных проблем его истории продолжалось и в последующие годы. В 1947 г. Ло Эр-ган опубликовал свою книгу «Тайпин тяньго ши цюнкао» («Исследование истории Тайпинского государства») 33, а в 1948 г. — сборник «Тайпин тяньго цзинь ши лу» («Тайпинские надписи на металле и камне») 34, в котором воспроизводилось восемь тайпинских надписей с пояснениями составителя. В 40-х годах, помимо ряда статей и отдельных небольших исследований по частным вопросам истории тайпинского восстания, были опубликованы двухтомник Го Тин-и «Тайпин тяньго шиши жичжи» («Хроника тайпинского восстания») 35, хорошо документированный и снабженный солидным справочным аппаратом, книга гоминьдановского историка Цзян Ю-вэня «Тайпин цзюнь гуанси шоуи ши» («История восстания тайпинов в Гуанои») 36, содержащая большой фактический материал, работа Пэн Цзэ-и «Тайпин тяньго гэмин сы чао» («Идейный подъем в тайпинской революции») 37 и др.

Вполне понятно, что широко поставленная и подлинно научная разработка истории революционной крестьянской войны тайпинов была практически невозможной в условиях господства гоминьдановской реакции. Однако уже в эти годы ученые освобожденных районов Китая (Фань Вэнь-лань, Хуа Ган и др.) предприняли первые попытки осветить эти события с позиций марксизма. Фань Вэнь-ланем была написана [11] «Новая история Китая» 38, третья глава которой, посвященная тайпинском восстанию, несколько раз переиздавалась в освобожденных районах.

Новый этап (В изучении тайпинского движения наступил в Китае после победы народно-демократической революции, увенчавшейся созданием Китайской Народной Республики. Эта победа в огромной мере усилила интерес широких народных масс к своему революционному прошлому. В 1950 г. в Китае широко отмечалось столетие со дня тайпинского движения. Были организованы многочисленные выставки, памятников тайпинского восстания, которые китайский народ собирает и бережно хранит.

Большая работа проделана учеными народного Китая по выявлению и опубликованию новых и переизданию ранее вышедших документов тайпинского восстания. Так, в 1950 г. Пекинская библиотека и Пекинский университет опубликовали сборник «Тайпин тяньго шиляо» («Материалы по истории Тайпинского государства») 39, содержащий много новых тайпинских документов, а также различные материалы цинских авторов о восстании и материалы из архива Гордона. В 1952 г. Научно-историческое общество КНР издало восьмитомник «Тайпин тяньго» («Тайпинское государство») 40. В него, помимо уже известных ранее материалов о таитянском восстании, вошли впервые публикуемые многочисленные донесения цинского сановника Сян Жуна, который принимал деятельное участие в борьбе с повстанцами. Тогда же был издан сборник «Тайпин тяньго гэмин вэньу тулу» («Изображение и описание памятников тайпинской революции») 41, составленный Комитетом юбилейной выставки тайпинских памятников в Шанхае. Он содержал снимки тайпинских монет, надписей на металле, и камне, снимки квитанций и других деловых документов тайпинов, представляющих особую ценность при изучении их экономической политики. Два подобных же сборника были выпущены Го Жо-юем в 1953 и 1955 гг. 42

В 1954 г. вышел в свет небольшой сборник «Тайпин тяньго ши ляо и цунь» («Сборник переводных материалов по истории Тайпинского государства») 43, составленный Ван Чун-у и Ли Ши-цином. В него вошли различные документы из Британского государственного архива, представляющие большой интерес для изучения отношений тайпинов с капиталистическими державами. В 1959 г. Третий институт истории Академии наук Китая совместно с редакцией журнала «Цзиньдай ши цзыляо» издали сборник «Тайпин тяньго цзыляо» («Материалы о Тайпинском, государстве») 44, содержащий ряд впервые публикуемых тайпинских [12] документов, дневников и записок цинских авторов — очевидцев тайпинского восстания. Новые материалы об этом восстании были опубликованы также в различных периодических изданиях КНР.

Ученые КНР проводят большую работу по исследованию истории тайпинского восстания с позиций марксистской методологии. В течение 1950-1957 гг. было издано более 100 статей, сборников и монографий, посвященных тайпинам, в том числе книги Ло Эр-гана «Тайпин тяньго ши гао» («Очерки истории Тайпинского государства») 45, выдержанные в традиционном стиле старых китайских династических историй, и семитомник «Тайпин тяньго ши луньвэнь цзи» («Сборник статей по истории Тайпинского государства») 46, содержащий исследования материалов о тайпинском восстании и фактов его истории, книга Се Син-яо «Тайпин тяньго цяньхоу гуансиды фань цин юньдун» («Антицинское движение в Гуанси в период тайпинского восстания») 47 и др. В 1958-1959 гг. вышло в свет несколько небольших работ по частным проблемам истории тайпинов, а также книга Моу Ань-ши «Тайпин тяньго» («Тайпинское государство») 48, в которой дается подробный систематизированный очерк истории тайпинского восстания на основе периодизации, предложенной автором. В результате всей этой работы китайские ученые сделали большой шаг вперед в исследовании ряда малоизученных вопросов истории крестьянской войны тайпинов (их социально-экономической политики, взаимоотношений с различными тайными обществами того времени, причин борьбы среди руководящей верхушки тайпинов в 1856 г. и т. д.) и заложили прочную основу для создания капитальных обобщающих: трудов по истории тайпинского восстания.

Антифеодальная крестьянская война тайпинов вызывает живейший интерес у советских людей. В конце 20-х и в 30-х годах появилось несколько тайпинских документов в переводе на русский язык, а также ряд статей советских авторов о восстании, представлявших собой первые попытки осветить различные проблемы его истории с позиций марксистской методологии. В 1941 г. советский историк Г. С. Кара-Мурза издал небольшую популярную работу «Тайпины». Написанная живо и увлекательно, она долгие годы была единственной в СССР работой, которая ознакомила широкие массы советских читателей с действительной историей тайпинского восстания. Однако эта книга строилась па довольно ограниченном документальном материале и поэтому, естественно, содержала некоторые ошибки как в изложении фактов, так и в освещении отдельных вопросов. В 1958 г. был опубликован дневник современника (крестьянской войны тайпинов К. А. Скачкова «Пекин в дни тайпинского восстания», в котором содержится ценный материал о положении в городе и настроениях различных кругов китайского общества в тот период.

Учитывая интерес советских людей к тайпинскому восстанию, [13] Институт народов Азии АН СССР предпринял издание настоящего сборника. Такого рода публикации доныне не было ни в Советском Союзе, ни в западных странах.

В сборник включены только наиболее важные, наиболее характерные документы самих тайпинов, а также одна из глав работы современника этого восстания, цинского автора Чжан Дэ-цзяня «Свод сведений о положении в стане мятежников», содержащая материалы об экономической политике тайпинов, и «Показания Ши Да-кая», записанные цинскими чиновниками на допросе. Все документы, вошедшие в сборник, за исключением «Земельной системы Небесной династии», «Манифеста об истреблении дьяволов, спасении мира и успокоении народов по воле неба» и «Тайпинских правил» 49, публикуются на русском языке впервые. Указанные же три документа даются в новых, более точных переводах.

В тайпинском восстании ярко проявились свободолюбивый дух китайского народа, его ненависть к «своим» и чужеземным угнетателям, его извечная мечта о создании государства «великого благоденствия». Вместе с тем восстанию были присущи все слабости, свойственные антифеодальным крестьянским войнам, проходившим без руководства рабочего класса: неспособность крестьян воплотить в жизнь идеалы восстания, царистские принципы в организации власти, религиозность, переходящая в религиозную нетерпимость, и т. д. Все это нашло достаточное отражение в документах, вошедших в сборник.

Сборник состоит из шести тематических разделов.

В первый раздел входят программные документы тайпинов: «Манифест о необходимости уничтожения северных варваров по воле неба», «Манифест об истреблении дьяволов, спасении мира и успокоении народа по воле неба», «Манифест о спасении всех китайцев, рожденных и вскормленных небом», «Земельная система Небесной династии» и «Новое сочинение в помощь управлению». В этих документах раскрываются основные цели тайпинского восстания: уничтожение господства маньчжурских феодалов, которые в глазах народных масс олицетворяли собой всю систему феодального гнета, и создание справедливого общественного строя на основе уравнительного перераспределения земли среди крестьян. Первая из этих целей четко сформулирована в трех манифестах, перечисленных выше, вторая — в «Земельной системе Небесной династии», в которой изложена аграрная программа тайпинов и их программа общественной организации сельского населения. В основе этого документа, пронизанного идеями «крестьянского социализма» и отражавшего наиболее полно антифеодальный характер крестьянской войны тайпинов, лежали уравнительные идеи раннего христианства и древнекитайская утопическая доктрина «датун» («великая гармония»). Многое в «Земельной системе Небесной династии» заимствовано из «Чжоули» («Чжоуских установлений»), написанных во II в. до н. э. неизвестным [14]автором и содержащих описание порядков, которые якобы существовали в Китае в XII-VII вв. до н. э., а также из философского трактата древнекитайского мыслителя Мэн-цзы. Эти заимствования почти дословны там, где речь идет об организации сельского населения, единстве военной и общественной структуры, делении земель на различные категории в зависимости от их качества, и т. д.

Перераспределение всей земли среди сельского населения страны по уравнительным нормам, невозможное в тогдашних условиях без ликвидации помещичьей собственности на землю, составляет основную идею этого документа; в нем наиболее ярко отражены чаяния безземельного и малоземельного крестьянства главной движущей силы тайпинского восстания. Осуществление этой идеи было поставлено авторами «Земельной системы» в прямую зависимость от создания сельских военизированных патриархальных общин, вся жизнь которых подлежала строгой регламентации. Столь же сложным и надуманным было предусмотренное «Земельной системой» перераспределение земли на основе деления ее по степени плодородия на девять категорий. По «Земельной системе», крестьянские общины были одновременно и религиозными объединениями, что предполагало обращение в христианство всего населения страны.

Докладная записка Хун Жэнь-ганя «Новое сочинение в помощь управлению», одобренная главою Тайпинского государства Хун Сю-цюанем, имела более реалистический характер. Почти все мероприятия, предлагавшиеся Хун Жэнь-ганем (развитие частного предпринимательства, поощрение технических нововведений, издание газет, строительство сети удобных дорог и т. д.), могли быть вполне осуществлены в условиях Китая того времени, что, несомненно, способствовало бы развитию капитализма в стране. Однако тайпинское правительство, судя по сохранившимся материалам, ничего не сделало для претворения в жизнь предложений Хун Жэнь-ганя.

Программа мероприятий, изложенная в «Новом сочинении», отражала влияние буржуазного Запада, знакомством с которым Хун Жэнь-гань обязан христианским миссионерам, проживавшим в Сянгане.

Нелепости, встречающиеся при описании различных государств, объясняются недостаточным уровнем знаний автора. В тот период даже более образованные люди в Китае имели самые смутные представления о европейских странах.

Во второй раздел сборника входят документы, характеризующие внутреннюю политику тайпинов. Особый интерес представляют экономические материалы — «Свидетельство на право владения землей», «Свидетельство на получение арендной платы собственником земли», «Свидетельство на право торговли» и «Патент на маслобойку», а также «Докладная записка Ян Сю-цина, Вэй Чан-хоя и Ши Да-кая на имя Хун Сю-цюаня о взимании налогов по старой системе», «Объявление Сюэ, управляющего бюро по сбору налогов и арендной платы в уездах Уси и Цзиньгуй», «Воззвание Ма Бин-сина» и «Охранная грамота помещику». [15]

Перечисленные документы свидетельствуют, что тайпинские власти заботились о развитии сельского хозяйства, торговли и различных промыслов, стремились пресекать спекулятивные махинации торговцев и облагали крестьян и промышленные предприятия лишь самыми минимальными налогами.

Из-за отсутствия тайпинских документов, в которых излагалась бы в концентрированной форме экономическая политика тайпинов, в этот раздел включена глава «Продовольственная система мятежников» из книги цинского автора Чжан Дэ-цзяня «Положение в стане мятежников», написанной в 1854-1855 гг. В этой главе содержатся материалы о практиковавшейся у тайпинов системе контрибуций с богачей, экспроприации имущества представителей эксплуататорских классов феодального общества, налоговой системе, системе пайков для тайпинских войск и чиновников и т. д. Эта глава, как и вся книга Чжан Дэ-цзяня — верного прислужника феодальной реакции, имеет явно тенденциозный характер: она написана с классово враждебных тайпинам позиций, ее автор пытается всячески опорочить восставших, изобразить их грабителями и разбойниками с большой дороги.

Однако факты и наблюдения, которые Чжан Дэ-цзянь приводит в своей книге, опровергают тенденциозные характеристики, данные им тайпинам. Его работа ценна именно своей фактической стороной. При ознакомлении с нею читатель без труда отличат злобные выпады автора против повстанцев от действительных фактов и увидит, что тайпины были тесно связаны с трудящимся населением, прежде всего с деревенской беднотой, пользовались ее симпатиями и поддержкой, так как выражали ее коренные интересы и чаяния, стремление разделаться с вековыми угнетателями — помещиками, феодальной знатью и цинской бюрократией. В книге Чжан Дэ-цзяня говорится, что мятежников поддерживают повсюду, и нет никакой возможности лишить их источников, снабжения, что крестьяне везде и всюду толпами выходят приветствовать мятежников и бойкотируют правительственную армию, что бедняки примыкают к мятежникам без какого бы то ни было принуждения. Подобные признания человека, стремившегося изобразить тайпинов грабителями и разбойниками, как нельзя лучше подтверждают глубоко народный характер тайпинского восстания.

В первых разделах главы «Продовольственная система мятежников» содержится подробный материал о политике контрибуций и экспроприации, которую тайпины применяли в отношении богачей, помещиков, феодальной знати и крупных цинских чиновников, используя ее как один из важных методов получения средств на содержание своей армии и государственного аппарата. Чжан Дэ-цзянь не жалеет красок, чтобы изобразить мероприятия, направленные против господствующего класса, к которому он принадлежал, как разнузданный произвол и грабеж. А между тем политика контрибуций и экспроприации была закономерна и необходима в условиях крестьянской войны, она являлась наиболее ярким проявлением антифеодального характера тайпинского восстания. [16]

Читателям может показаться парадоксальным следующее утверждение Чжан Дэ-цзяня: «Мятежники принуждают тех, у кого много земли, становиться командирами и местными начальниками, а бедняки и арендаторы становятся рядовыми солдатами». Различные документы, сохранившиеся в Китае со времени тайпинского восстания, подтверждают, что повстанцы действительно широко привлекали представителей имущих классов к работе в местной администрации, поскольку сами они были почти все неграмотны. Это, разумеется, не могло не наложить определенного отпечатка на деятельность местных органов власти в Тайпинском государстве.

В представленных в сборнике документах нет ни слова об осуществлении важнейших положений «Земельной системы Небесной династии» — о переделе земли по уравнительным нормам и объединении крестьян в патриархальные общины. Ничего не говорит об этом и Чжан Дэ-цзянь в своей книге. Он лишь мельком упоминает о том, что тайпины издали приказ, обязывающий население сдать властям все деньги и все продовольствие, как это предусматривалось «Земельной системой», и что из этой попытки ничего не получилось. Документы об экономической политике тайпинов, включенные в сборник, а также многие другие материалы, сохранившиеся со времен восстания, свидетельствуют о том, что в Тайпинском государстве продолжали существовать частная, в том числе помещичья, собственность на землю, старая система налогообложения и старые арендные отношения. Все это подтверждает вывод китайских ученых, что уравнительный передел земли вообще никогда не осуществлялся тайниками 50, хотя он и фигурировал в качестве одного из программных требований восставших. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что, как правило, в руки крестьян переходили земли помещиков, которые бежали от тайпинов, были убиты ими или захвачены в плен. Это подтверждается многими документами, в частности, некоторыми дневниками и записками очевидцев восстания, враждебно относившихся к тайпинам.

В районах, занятых повстанцами, помещики уже не осмеливались, как прежде, угнетать крестьян и требовать повышенную арендную плату. Тайпины переложили значительную часть налогового бремени на помещиков и богачей, облегчив тем самым положение бедноты. Не случайно автор «Положения в стане мятежников» и другие современники восстания признают, что крестьяне всячески поддерживали тайпинов.

В третий раздел сборника входят военные документы тайпинов: «Тайпинские правила», «Правила для походного строя» и «Походный устав армии». Они свидетельствуют о том, что тайпины уделяли большое внимание созданию вооруженных сил, отличавшихся крепкой дисциплиной и высокой боеспособностью. [17]

Четвертый раздел сборника составляют внешнеполитические документы — письма, ноты и обращения тайпинских руководителей к представителям иностранных держав в Китае. Все эти документы проникнуты миролюбием и стремлением установить добрососедские отношения с капиталистическими странами на основе взаимного равноправия. Основываясь на религиозной общности с европейцами и американцами, тайпины считали их своими «западными братьями», полагали, что могут получить от них поддержку в борьбе против маньчжурских феодалов. Однако, как известно, Англия, Франция и США, проводившие в то время политику закабаления Китая, отнюдь не стремились к дружественным отношениям с Тайпинским государством. Неоднократно заявляя о своем строгом нейтралитете, они в то же время всячески помогали цинскому правительству бороться против повстанцев, а с 1860 г. приняли активное участие в подавлении тайпинского восстания. Хотя некоторые руководители восстания иногда выражали возмущение вероломством иностранцев, однако, судя по показаниям Ли Сю-чэна и Хун Жэнь-ганя, они только перед самой своей гибелью поняли агрессивную сущность политики капиталистических держав и огромную опасность этой политики для Китая.

В пятый раздел входят документы, характеризующие идеологию тайпинов: «Гимн об истинном пути к спасению мира», «Поучение об истинном пути к познанию мира», «Поучение об истинном пути к пробуждению мира», а также «Книга воли неба, изреченной небесным отцом во время сошествия его на землю» и сочинение Хун Жэнь-ганя «Возвращение на истинный путь». Три первых документа были составлены Хун Сю-цюанем в 1845-1846 гг. и сыграли немаловажную роль в идеологической подготовке тайпинского восстания. Все эти документы пронизаны христианской идеологией. Религия тайпинов представляла собой смесь догматов христианства в его протестантской форме с широко распространенными в старом Китае догматами конфуцианства. В отличие от обычного христианства это была воинствующая религия, призывающая к уничтожению «дьяволов», т.е. маньчжурских феодалов, и к установлению государства великого благоденствия в Китае. Она, как нетрудно заметить из многих документов сборника, служила прежде всего целям политики. В то же время религиозная нетерпимость руководителей тайпинского восстания сыграла отрицательную роль, помешав консолидации всех антифеодальных сил в стране.

Последний раздел сборника составляют показания руководителей тайпинского движения Чэнь Юй-чэна, Ли Сю-чэна, Хун Жэнь-ганя, Лай Вэнь-гуана и Ши Да-кая. Они являются ценным источником при изучении истории тайпинокого восстания. Особый интерес представляет описание обстановки накануне тайпинского восстания, победоносного наступления повстанцев в 1850-1853 гг., распрей среди руководящей верхушки тайпинов в 1856 г., военных операций тайпинской армии в 1855-1862 гг., обороны Нанкина тайпинами на заключительной стадии восстания, действий группировки войск, отколовшихся от тайпинов в [18] апреле 1857 г., движения тайпинских отрядов, уцелевших после гибели Тайпинского государства. Следует учитывать, что во всех этих показаниях оценки тех или иных фактов и событий, а также характеристики отдельных личностей нередко имеют субъективный характер.

Заключительную часть сборника составляют материалы справочного характера; комментарии к документам, аннотированный указатель имен, географический указатель и справка о системе титулов и должностных: рангов у тайпинов.

В связи с трудностью перевода на русский язык, китайские термины, а также большинство титулов и должностных рангов, даны в текстах документов в транскрипции (за исключением тех, которые поддаются переводу). Разъяснение китайских терминов находится в подстрочных примечаниях, а необходимые сведения о титулах и рангах — в справке «Система титулов и должностных рангов у тайпинов».

В переводе документов на русский язык участвовали Ду И-синь, В. П. Илюшечкин, Линь Цзюнь-и, О. Г. Соловьев и Н. X. Ян. Комментарии, аннотированный указатель имен, оправка о тайпинских титулах и рангах и постраничные примечания составлены В. П. Илюшечкиным и О. Г. Соловьевым. Географический указатель составлен А. С. Ипатовой и Н. В. Феоктистовой, которые также принимали участие в подготовке-рукописи к печати.

Составители сборника выражают глубокую признательность Третьему институту истории Академии наук Китая за ценную помощь, оказанную им при подготовке сборника к изданию. Они надеются, что сборник поможет советским читателям, интересующимся историей тайпинского восстания, расширить и углубить свои знания о тайпинах.

В. П. Илюшечкин

Комментарии

1. «Революция в Китае и в Европе», — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 9, изд. 2, и «Китайские дела», — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XII, ч. 2, изд. 1.

2. М. Gallery et Ivan, L'insurrection en Chine depuis son origine jusqu'a la prise de Nankin, Paris, 1853.

3. W. H. Medhurst, Pamphlets issued by the insurgents at Nanking, Shanghai,. 1853

4. H. Vizetelly, The Chinese revolution, London, 1853.

5. Ch. MacFarlane, The Chinese revolution, London, 1853.

6. T. Hamberg, The vissions of Hung-Siu-tshuen and origin of the Kwang-si insurrection, Honkong, 1854.

7. Th. Meadows, The Chinese and their rebellions, London, 1856.

8. J. Mackie, Life of Tai-ping-wang, New York, 1857.

9. L. Brine, The Taiping rebellion in China, London, 1862.

10. Lin-Le, Ti-ping Tien-Kwoh, the history of the Ti-ping revolution, vol. 1-2, London, 1866.

11. Spielmann, Die Taiping revolution in China (1850-1864), Halle, 1900.

12. G. Taylor, The Taiping rebellion, its economic background and social theory, — «The Chinese social and political science review», v. XVI, 1932.

13. ***

14. ***

15. ***

16. ***

17. ***

18. ***

19. ***

20. ***

21. ***

22. Перечень этих фальсификаций помещен в библиографическом справочнике ***, 1957 «Тайпин тяньго цзыляо мулу» («Перечень материалов о Тайпинском государстве», Шанхай. 1957), стр. 65-68.

23. ***

24. ***

25. ***

26. ***

27. ***

28. ***

29. ***

30. ***

31. ***

32. ***

33 ***

34. ***

35. ***

36. ***

37. ***

38. ***

39. ***

40. ***

41. ***

42. ***

43. ***

44. ***

45. ***

46. ***

47. ***

48. ***

49. Первые три документа были опубликованы в «Материалах по китайскому вопросу», 1927, № 9, последний — в статье А. Скропилева «Армия тайпинской революции», помещенной о журн. «Проблемы Китая», 1930, № 4-5.

50. См. *** 1955, стр. 186-238 (Ло Эр-ган, Исследование фактов истории Тайпинского государства); *** 1968, № 2, стр. 17-34 (У Янь-нань, О земельной системе в государстве тайпинов).


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования