header left
header left mirrored

№ 41. Показания Лай Вэнь-гуана. Перег вод О. Г, Соловьева

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

1850-1864 гг.  

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ 

№ 41

Показания Лай Вэнь-гуана

Известно, что сделаться героем легче, чем быть верным и добродетельным. Эта истина считалась непреложной в глубокой древности. Разве не справедлива она и поныне? Родился я в провинции Гуанси. Там же я встретился с моим государем, небесным князем, и последовал за его священной колесницей. Осенью года гэнсюй правления Даогуана (1850) мы подняли знамя восстания в Цзиньтяне, после чего основали столицу в Цзиньлине (Нанкине). С тех пор прошло уже 18 лет, в течение которых наша армия и государство одерживали победы и терпели поражения, много раз менялись дела и обстоятельства. Я не обладаю ученостью и талантами, и потому описать все для меня крайне затруднительно. Тем не менее я постараюсь кое-что рассказать и тем излить свое сердце.

Вспоминаю, что во 2-м году Небесного государства (1852) я впервые удостоился государственной милости и, будучи приближен ко двору, был назначен на гражданскую должность. В 6-м году (1856) государство переживало суровые испытания, когда от повелителя и его слуг [286] требовалась воинская доблесть. Вот почему я оставил гражданский пост и, взявшись за оружие, двинулся с войском в поход. Моей целью было пополнить ряды армии, набрав солдат из числа местного населения. Милость государя была поистине велика. Мне было предоставлено право награждать и карать по собственному усмотрению, при любых обстоятельствах, я принимал решение и исполнял его и лишь после докладывал о том государю. Все это свидетельствует о том, что я был наделен большими полномочиями. Осенью 7-го года (1857) вышел приказ, предписывавший мне вернуться обратно, чтобы оказать помощь в управлении. Мой государь отличался мудростью и не сомневался в людях, которых использовал. Он знал о моей твердости и преданности и потому приказал мне весной 8-го года (1858) выступить в поход в районы к северу от Янцзы, чтобы вместе с чэнтяньанем Чэнь Юй-чэном обеспечить прочную защиту ворот в столицу. Получив этот приказ, я решил отдать все силы его выполнению и боялся лишь, что не сумею вполне оправдать возложенную на меня ответственность.

Разве смел я при этом выражать недовольство тем, что другие должностные лица были настроены ко мне враждебно? Преданные речи режут слух, хорошее лекарство горько — эти изречения в высшей степени справедливы. Когда осенью 11-го года (1861) была потеряна провинция Аньхуэй, я высказал следующее мнение: «Поскольку потеряна Аньхуэй, необходимо двигаться на север на соединение с Чжан Лэ-сином и Мяо Пэй-линем, чтобы обеспечить безопасность левого фланга обороны столицы. Не пройдет и полугода, как число наших солдат и: командиров возрастет настолько, что мы сможем вернуть Аньхуэй и накрепко запереть ворота столицы. Такой путь самый лучший». Однако» инван [Чэнь Юй-чэн] боялся Цзэн Го-фаня так сильно, точно последний был наделен божественной прозорливостью и умом, относился к армии Чу (Название хубэйских и хунаньских войск) с такой робостью, точно она состояла из медведей и тигров. Поэтому инван моему совету последовать отказался. После этого я со своим войском двинулся на Луши, откуда испросил высочайший приказ действовать без инвана. После этого мне был пожалован титул цзунвана, и я вместе с фуваном Чэнь Дэ-цаем и циваном Лян Чэн-фу отправился согласно приказу, государя в далекий поход, чтобы пополнить армию людьми и тем ускорить возвращение провинции Аньхуэй. Однако инван сам навлек на себя гибель, что явилось причиной новых трудностей для государства. Что касается Ли Сю-чэ, на, то он, совершенно не учитывая обстановки, повел вопреки приказу государя наступление на Шанхай, в результате которого не только не добился успеха, но и лишился доверия чужеземных государств. Поражение государства и гибель семей, крушение судеб многих людей были вызваны этим его деянием.

К концу года синъю (1861) я вместе с фуваном и циваном, неохотно подчинившись приказу, выступил из Лучжоу и форсировал р. Хуайхэ. В то время я понятия не имел о том, когда вернусь обратно. Мы [287] миновали Угуань и Цинлин и прибыли в Чжуньюань. Зимой года женьсюй (1862), пройдя через Туньгуань и Юньян, мы достигли Ханьчжуна. Наше наступление было мощным и неудержимым. Все наши атаки приносили успех, во всех сражениях мы одерживали победы. Весной года цзяцзы (1864) мы повернули свои войска от Ханьчжуна на восток, намереваясь помочь столице. Этот поход, однако, результатов не принес. Как только столица была потеряна, в армии начались смятение и разброд. В районах Мэн и Хао к северу от Янцзы находилось несколько десятков тысяч, наших людей, которым некуда было податься. Их начальники Жэнь Хуа-бан, Ню Сун-шэн, Чжан Цзун-юй, Ли Юнь-тай и др. поклялись стоять, насмерть и не сдаваться ни перед какими испытаниями и трудностями. Они просили меня возглавить их силы, обещая служить мне верой и правдой, поскольку цинский командующий [Сэнгэринчи] отличался жестокостью. К нему вполне применимо исполненное нетленной мудрости древнее изречение: «Вершит одни несправедливости, казнит одних невинных». Узнав о позоре престола, гибели государства и развале семей, я с трудом продолжал свое дело и решил до конца искренне исполнить свой долг, уповая на благость провидения.

Разве мог я ожидать, что мне придется действовать в течение нескольких лет исключительно на свой страх и риск? За это время я одержал в боях немало побед, прошел многие трудные пути, постоянно надеясь, что наступит день, когда столица будет возвращена. Таланты мои ничтожны, а знания неглубоки, но я ведал, что в одиночку продержаться трудно и что изолированная армия не в состоянии сражаться долго. Вот почему в год пининь (1866) осенью я приказал лянвану Чжан Цзун-юю, юному вовану Чжан Юй-цзюэ и хуайвану Цю Юань-цаю отправиться через провинции Ганьсу и Шэньси на соединение с мусульманами, с тем чтобы создать для противника угрозу с двух сторон. Дела, однако, сложились иначе. Все свершилось по воле неба, и потому роптать не приходится. В старину, когда государства гибли, государи теряли престол, а слуги их слагали головы, превыше всего ставились верность и долг. Ныне, когда в сердцах моих солдат воцарилось смятение, я понял, что потерпел поражение по воле неба, и потому ни о чем не сожалею. Мне остается лишь умереть и тем отплатить своему государству. Умоляю Вас рассмотреть мое дело и скорее принять решение.

(«Показания Лай Вэнь-гуана» написаны им накануне его казни в январе 1869 г. в Янчжоу. Они впервые были опубликованы в сборнике «Тайпин тяньго де вэнь» («Неофициальные сведения о Тайпинском государстве»), изданном в 1916 г. в Шанхае. Перевод документа на русский язык сделан с публикации его в указанном сборнике)


Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования