header left
header left mirrored

ОБОРОННАЯ ДОКТРИНА КНР 2013

РАЗНОСТОРОННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КИТАЯ

 
ВСТУПЛЕНИЕ
В нашу эпоху мир и развитие ждут как новые шансы, так и новые вызовы. Использовать шансы, совместно противостоять вызовам, в сотрудничестве с соответствующими сторонами охранять безопасность и добиваться развития – такова историческая миссия, возложенная новой эпохой на народы всех стран мира.
Идти по пути мирного развития – в этом решении нашли отражение непреклонная воля и стратегическая политика китайского народа. Китай неуклонно проводит самостоятельную и независимую мирную внешнюю политику и оборонную политику оборонительного характера, выступает против гегемонии и политики диктата во всех формах, не вмешивается во внутренние дела других стран и не проводит военную экспансию, никогда не боролся за установление гегемонии и не был гегемоном. Китай провозглашает новую концепцию безопасности, основывающуюся на взаимодоверии, взаимовыгоде, равенстве и сотрудничестве, а также стремится к установлению комплексной безопасности, совместной безопасности и партнерской безопасности.
Создание прочной обороны и сильной армии, соответствующих международному статусу Китая, а также отвечающих требованиям национальной безопасности и интересам развития, – это стратегическая задача, стоящая перед страной в процессе строительства модернизации, а кроме того, надежная гарантия реализации Китаем мирного развития. Вооруженные силы Китая отвечают новым требованиям стратегиям безопасности и национального развития, отстаивают ведущее место концепции научного развития в государственной идеологии, ускоряют темпы трансформации модели формирования боеспособности, создают систему современных военных сил с китайской спецификой, упрочивают военное стратегическое руководство, отвечающее требованиям времени, а также задействуют новые способы использования Вооруженных сил; тем самым, они предоставляют гарантии безопасности и стратегическую опору для развития страны, вносят должный вклад в дело защиты мира во всем мире и стабильности в регионе.
 
I. НОВАЯ ОБСТАНОВКА, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ, НОВАЯ МИССИЯ
С наступлением нового века на планете стали происходить глубокие и сложные изменения, однако мир и развитие по-прежнему выступают главным лейтмотивом эпохи. По мере углубленного продвижения экономической глобализации, культурного многообразия, международной многополярности и информатизации общества международные силы развиваются в направлении, благоприятном для установления мира во всем мире. Международная обстановка, в целом, характеризуется миром и стабильностью. Одновременно с этим, на планете угрожающим образом увеличивается количество бедствий, набирают силу гегемонизм, диктат и вмешательство нового типа, происходят вспышки локальных конфликтов, постоянно эскалируются актуальные проблемы, переплетаются в сложный клубок традиционные и нетрадиционные вызовы в области безопасности; международное соперничество в военной сфере все более обостряется, проблемы в области международной безопасности становятся все более актуальными, взаимосвязанными и комплексными. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) постепенно становится важной ареной с точки зрения мирового экономического развития и стратегического соперничества держав. США корректируют стратегию безопасности в АТР, в результате чего обстановка в регионе также претерпевает глубокие изменения.
Китай использует все важные стратегические шансы, которые принес новый период развития. Достигнутые им успехи в области строительства модернизации привлекли внимание всего мира, комплексная мощь страны неуклонно повышается, жизнь народа улучшается, в обществе, в целом, царит стабильность, отношения между двумя берегами демонстрируют тенденцию мирного развития, влияние и конкурентоспособность Китая на международной арене постоянно повышаются. Вместе с тем, Китаю по-прежнему приходится противостоять различным угрозам и вызовам в сфере безопасности, связанным с проблемами в области существования и развития, а также сложному клубку традиционных и нетрадиционных угроз в сфере безопасности. На Вооруженные силы возложена тяжелая и ответственная задача: стоять на страже единства страны, охранять территориальную целостность и обеспечивать интересы развития. Некоторые страны углубляют военные союзы внутри АТР, расширяют свое военное присутствие и постоянно провоцируют напряженность в регионе. Что касается территориального суверенитета и морских интересов Китая, то отдельные соседние с Китаем государства стали часто прибегать к таким мерам, как намеренное нагнетание и усложнение проблем. Всем известен начатый Японией спор относительно суверенитета архипелага Дяоюйдао. В регионе происходит эскалация угрозы со стороны «трех сил зла» – терроризма, сепаратизма и экстремизма. Сепаратисты, призывающие к «независимости Тайваня», и их сепаратистские действия, как и раньше, представляют самую большую угрозу для мирного развития отношений между двумя берегами. Все чаще происходят крупные природные бедствия, серьезные инциденты в области безопасности и общественного здравоохранения; постоянно растет количество факторов, непосредственно влияющих на гармонию и стабильность в обществе; риски относительно соблюдения интересов страны за границей неуклонно растут. Происходит быстрая трансформация войны с использованием механических средств в войну с использованием информационных средств; основные страны всячески развивают новые технологии в военной сфере, чтобы захватить стратегическую высоту и господство в области космического и виртуального пространства.
Перед лицом сложной и изменчивой ситуации в области безопасности НОАК твердо исполняют миссию, возложенную на нее на новом историческом этапе в новом веке, расширяют взгляд на содержание стратегии национальной безопасности и военной стратегии, выполняют разносторонние военные задачи. Армия настроена на победу в локальной войне в условиях информатизации, активно разрабатывает план использования Вооруженных сил в мирное время и эффективно противодействует различным угрозам в сфере безопасности.
В процессе разностороннего использования Вооруженных сил Китай отстаивает следующие базовые принципы и положения.
— Охранять национальный суверенитет, безопасность и территориальную целостность, чтобы гарантировать мирное развитие страны. Это не только цель упрочения оборонного строительства Китая, но и священный долг, возложенный на НОАК Конституцией и законодательством Китая. Вооруженные силы твердо и непоколебимо проводят военную стратегию активной обороны, поддерживают высокую боевую готовность и всегда готовы к отражению агрессии, сдерживают раскольнические силы, охраняют безопасность границ, морских акваторий и воздушного пространства, защищают морские интересы страны, а также безопасность и интересы страны в воздушном и виртуальном пространстве. Они придерживаются принципа «Если на меня не нападают, то и я ни на кого не нападаю, но если на меня совершают нападение, я иду в контратаку», и готовы предпринять все необходимые меры для защиты национального суверенитета и территориальной целостности.
 — Настроиться на победу в локальной войне в условиях информатизации, расширить и углубить подготовку к военной борьбе. НОАК, осуществляя подготовку к военной борьбе, акцентирует на одержании победы в локальной войне в условиях информатизации, планирует и продвигает боевую подготовку во всех стратегических направлениях, упрочивает совместное использование всех видов и родов войск, а также повышает системные боевые способности в условиях информатизации. Вооруженные силы развивают и обновляют стратегию и тактику народной войны, содействуют комплексному взаимодействию сил армии и народа, повышают качество оборонной мобилизации и строительства резервных сил, всесторонне повышают уровень обычной боевой подготовки, активизируют учения и маневры, ориентированные на целенаправленную военную подготовку, тщательно организуют боевую службу патруля и противовоздушной обороны в пограничных прибрежных районах, надлежащим образом противодействуют различным вызовам и крупномасштабным ЧП.
— Утвердить концепцию комплексной безопасности, эффективно выполнять военные операции и задачи небоевого характера. Китай, приняв во внимание новые изменения в области угроз безопасности, придает большое значение использованию Вооруженных сил в мирное время. Вооруженные силы активно участвуют и предоставляют посильную поддержку в деле социально-экономического строительства страны, выполняют задачи по экстренному спасению во время ЧП и стихийных бедствий. В соответствии с законоположениями они несут возложенную на них ответственность по охране национальной безопасности и стабильности, борются с враждебными силами, уличенными в подрывах, диверсии, насильственной и террористической деятельности, а также выполняют задачи по охране безопасности. Упрочение способностей по выполнению задач за рубежом, включая экстренное реагирование и спасение в случае ЧП, сопровождение судов и защиту судоходства, эвакуацию находящихся за рубежом граждан и др., предоставили надежные гарантии безопасности для соблюдения национальных интересов за рубежом.
— Углублять взаимодействие в области безопасности, выполнять международный долг. Вооруженные силы Китая провозглашают важность международного сотрудничества в области безопасности, содействуют такому сотрудничеству и участвуют в нем. Они отстаивают пять принципов мирного сосуществования, всесторонне и всевекторно активизируют обмен и контакты с армиями других стран, развивают отношения военного взаимодействия, основывающиеся на принципах невступления в союзы, ненаправленности против третьей стороны и отказа от конфронтации, продвигают установление справедливого и эффективного механизма коллективной безопасности и механизма военного взаимодоверия. Вооруженные силы отстаивают концепции открытости, прагматизма и сотрудничества, углубляют обмен и взаимодействие с иностранными армиями, укрепляют проведение в пограничных районах мер и сотрудничества, направленных на установление доверия, содействуют диалогу и взаимодействию в области морской безопасности, проводят совместные с другими странами учения, а также участвуют в миротворческих операциях ООН, международном антитеррористическом сотрудничестве, операциях по защите международного судоходства, операциях спасения и др. Они ответственным образом исполняют свой долг и несут соответствующую ответственность на международной арене, а также играют активную роль в деле защиты мира, безопасности и стабильности на планете.
— Действовать строго в соответствии с законом, соблюдать политическую дисциплину. Китайские Вооруженные силы действуют в соответствии с Конституцией и законодательством, неукоснительно придерживаясь основных принципов и положений Устава ООН, на основе закона задействуют войска и проводят операции. Они строго выполняют законоположения и политические установки, соблюдают дисциплину масс, в соответствии с законом участвуют в спасательных операциях во время ЧП и природных бедствий, выполняют задачи по поддержанию стабильности и охране безопасности. Руководствуясь Уставом ООН и общепризнанными принципами международных отношений, Вооруженные силы действуют в правовых рамках двусторонних и многосторонних соглашений, подтверждающих законность военных операций за рубежом. Разработка и совершенствование соответствующих законоположений и политической системы, а также осуществление управления войсками в соответствии с уставом и приказами предоставили правовые гарантии для разностороннего использования Вооруженных сил.
 
II. СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Вооруженные силы Китая состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), Народной вооруженной полиции и Народного ополчения. Они занимают важное место и играют ключевую роль в деле обеспечения национальной безопасности и общей стратегии развития; на них возложена славная миссия и священная обязанность по охране интересов страны в области национального суверенитета, безопасности и развития.
В последние годы Народно-освободительная армия Китая в соответствии с задачами и нуждами развития в условиях строительства информатизации активно и добросовестно продвигает реформы в армии. Вооруженные силы упрочивают функции стратегического управления главных управлений Центрального военного совета (ЦВС) и развивают Управление стратегического планирования НОАК; ведомство связи при Генштабе было переименовано в ведомство информатизации, ведомство по делам военной подготовки и видов войск при Генштабе было переименовано в ведомство по делам военной подготовки. Вооруженные силы продвигают строительство боевых сил нового типа, корректируют и оптимизируют масштаб и структуру видов и родов войск, реформируют модель комплектования войск, содействуют тому, чтобы боевые войска постепенно превратились в отборные, многофункциональные, объединенные и высокоэффективные силы, совершенствуют систему подготовки военных специалистов нового типа, углубляют реформы людских ресурсов в армии и тыловой политики, укрепляют вооружение войск новым высоко технологичным оружием, а также прилагают большие усилия к созданию системы современных военных сил с китайской спецификой.
Сухопутные войска, в основном, отвечают за выполнение сухопутных боевых задач и состоят из маневренных боевых частей, службы пограничного контроля и береговой охраны, охранных гарнизонных войск и др. В соответствии со стратегическими требованиями ведению маневренного боя, а также нападения и обороны с участием трех видов войск, армия активно продвигает переход от охраны районов к всесторонней маневренности, ускоряет развитие авиации, легких моторизованных частей и отрядов спецназа, упрочивает строительство информационных войск, чтобы постепенно добиться формирования малых, модульных и многофункциональных отрядов, а также повысить способности к гармоничному взаимодействию наземных и воздушных частей, маневренности на дальние расстояния, проведению стремительной атаки и боевых спецопераций. Маневренные боевые сухопутные силы делятся на 18 армейских групп и некоторые отдельные составные боевые дивизии (бригады); они насчитывают 850 тыс. военнослужащих. Армейские группы, состоящие из дивизий и бригад, расформированы по семи военным округам. В Шэньянском военном округе дислоцированы 16-я, 39-я и 40-я армейские группы, в Пекинском военном округе – 27-я, 38-я и 65-я армейские группы, в Ланьчжоуском военном округе – 21-я и 47-я армейские группы, в Цзинаньском военном округе – 20-я, 26-я и 54-я армейские группы, в Нанкинском военном округе – 1-я, 12-я и 31-я армейские группы, в Гуанчжоуском военном округе – 41-я и 42-я армейские группы, в Чэндуском – 13-я и 14-я армейские группы.
Военно-морские силы выступают главными силами, отвечающими за ведение боевых действий на море. На них возложены задачи по охране национальной безопасности на море и суверенитета территориального моря, а также по обеспечению морских интересов страны. ВМС состоят из отрядов подводного плавания, отряды надводного плавания, авиации, морского десанта, отрядов береговой обороны и т.д. В соответствии со стратегическими требованиями обороны ближних морей (эффективная оборона внутренних морей) ВМС в приоритетном порядке повышают уровень модернизации комплексных боевых сил в ближних морях, развивают передовые подлодки, эсминцы и корветы, совершенствуют систему оснащения и оборудования комплексной цифровой информационной системы, повышают способности к ведению маневренных боевых операций в дальних морях, развертыванию сотрудничества в дальних морях и противодействию традиционным и нетрадиционным угрозам в сфере безопасности, упрочивают стратегическое устрашение и способность к нанесению ответного удара. ВМС в составе Флота Северного моря, Флота Восточного моря и Флота Южного моря насчитывают 235 тыс. военнослужащих. В ведомстве каждого флота находятся палубная авиация, базы, подразделения, зоны морской охраны, авиационные дивизии и бригады морского десанта. В сентября 2012 года первый китайский авианосец «Ляонин» был передан на вооружение ВМС Китая. Развитие Китаем авианосцев имеет огромное значение для строительства и упрочения ВМС, а также охраны безопасности на море.
Военно-воздушные силы выступают главными силами, отвечающими за ведение боевых действий в воздухе. На них возложена обязанность по охране безопасности воздушного пространства и обеспечению стабильности воздушной обороны. ВВС состоят из авиации, войск наземной противовоздушной обороны, радиолокационных войск, воздушно-десантных войск, войск радиоэлектронного противодействия и др. В соответствии со стратегическими требованиями совместного развития способностей к атаке и обороне ВВС упрочивают строительство системы боевых сил с акцентом на разведке и предупреждении угрозы, воздушной атаке, противовоздушной и противоракетной обороне, стратегической переброске сил, развивают передовое вооружение, включая боевые самолеты нового поколения, ракеты «земля–небо» нового типа и новые радары, совершенствуют систему заблаговременного предупреждения, сеть командования и коммуникации, повышают уровень стратегического предупреждения и устрашения, а также способность поражения цели на дальней дистанции. ВВС Китая насчитывают 398 тыс. военнослужащих. В стране насчитывается семь военных округов ВВС: Шэньянский, Пекинский, Ланьчжоуский, Цзинаньский, Нанкинский, Гуанчжоуский и Чэндуский, и один 1 воздушно-десантный корпус. В ведомстве округов находятся базы, авиационные дивизии (бригады), ракетные дивизии «земля-небо» (бригады), радиолокационные бригады и др.
2-й артиллерийский корпус (стратегические ракетные войска) представляет собой ключевые силы стратегического устрашения. Главные задачи корпуса: сдержать применение другими странами ядерного оружия в отношении Китая, нанести в случае необходимости ответный ядерный удар и с точностью поражать цели с помощью обычных баллистических ракет. Корпус состоит из ракетно-ядерных сил, вооруженных ядерными и обычными баллистическими ракетами, отрядов по предоставлению боевого обеспечения и др. В соответствии с принципами работоспособности и эффективности 2-й артиллерийский корпус активизирует темпы продвижения трансформации в направлении информатизации, на основе научно-технического прогресса содействует самостоятельному новаторству в области вооружения и снаряжения, используя преимущества зрелых технологий, выборочно совершенствует имеющееся вооружение, повышает безопасность, надежность и эффективность ракетного оружия, оптимизирует систему сил, оснащенных ядерными и обычными баллистическими ракетами, упрочивает способности к быстрому реагированию, эффективному прорыву обороны, точному поражению цели, комплексному уничтожению и охране жизни. При этом, способности корпуса к стратегическому устрашению, нанесению ответного ядерного удара и точному поражению цели неуклонно повышаются. В распоряжении корпуса находятся ракетные базы, тренировочные базы, отряды профессионального обеспечения, военные училища, научно-исследовательские учреждения и т.д. В настоящее время на вооружении корпуса находятся баллистические ракеты серии «Дунфэн (Восточный ветер)» и крылатые ракеты «Чанцзянь».
Вооруженная полиция обычно выполняет задачи по несению нарядов и патруля, урегулированию чрезвычайных происшествий, проводит антитеррористическую борьбу, участвует в экономическом строительстве страны и т.д. В военное время вооруженная полиция помогает НОАК выполнять задачи по охране и обороне. С помощью государственной информационной инфраструктуры вооруженная полиция сформировала и теперь неуклонно совершенствует трехуровневую комплексную систему информационной сети, охватывающую всю полицию – начиная от главного штаба до низовых отрядов, развивает вооружение и снаряжение, срочно необходимые для выполнения задач, проводит целенаправленные учения, повышает уровень патрулирования, несения боевых дежурств и ведения антитеррористической борьбы, а также способности к урегулированию чрезвычайных происшествий и экстренных ситуаций. Вооруженные части состоят из отрядов внутренней охраны и полицейских отрядов. Отряды внутренней охраны включают головные отряды в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения, а также маневренные дивизии; полицейские отряды включают отряды по охране золотых приисков, лесов, ГЭС и транспорта. К вооруженной полиции также относятся войска по охране общественной безопасности в приграничных районах, пожарные и охранные отряды.
Народное ополчение – это вооруженная организация народных масс, не оторванных от производства, это главный помощник и ключевой резерв НОАК. Народные ополченцы участвуют в строительстве социалистической модернизации, выполняют задачи по усилению боеготовности и выполнению служебных задач, помогают в охране общественного порядка, проведении спасательных операций и противодействии последствиям стихийных бедствий. В процессе строительства сил народного ополчения делается акцент на корректировке масштаба и структуры сил, улучшении вооружения и снаряжения, продвижении реформы в области тренировок и учений, а также повышении способностей выполнения разнообразных военных задач, главная из которых – это способность предоставления тылового обеспечения и поддержки для одержания победы в локальной войне в условиях информатизации. Народное ополчение состоит из кадровых и обычных народных ополченцев. Среди отрядов кадровых ополченцев есть отряд экстренного реагирования, отряд объединенной противовоздушной обороны, разведывательный отряд, отряд по обеспечению коммуникации, строительный отряд, отряд транспортных перевозок, отряд по ремонту вооружений и другие отряды помощи, а также такие резервные отряды, как отряд боевого обеспечения, отряд тылового обеспечения и отряд обеспечения вооружением.
 
III. ОХРАНА НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА, БЕЗОПАСНОСТИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Центральными задачами Вооруженных сил Китая выступают укрепление национальной обороны, противостояние агрессии и охрана рубежей Родины. В процессе разностороннего использования Вооруженных сил Китая соответствующие стороны, руководствуясь требованиями к обеспечению безопасности главных национальных интересов, прикладывают усилия по защите мира, пресечению кризисов, одержанию победы в войне, охране безопасности сухопутных, воздушных и морских границ, упрочивают боеготовность, а также углубляют учения и тренировки, максимально приближенные к условиям реального боя, своевременно противодействуют и решительно пресекают все провокационные действия, нарушающие национальный суверенитет, безопасность и территориальную целостность, твердо охраняя главные интересы страны.
Охрана безопасности прибрежных акваторий
Китай имеет сухопутную границу, насчитывающую свыше 22 тыс. км, а также континентальную береговую линию протяженностью более 18 тыс. км. Китай считается одной из стран, у которой больше всего соседних государств и самая протяженная сухопутная граница. У Китая 6500 с лишним островов площадью более 500 кв. м каждый, островная береговая линия насчитывает более 14 тыс. км. Вооруженные силы Китая несут тяжелые и ответственные задачи по обеспечению обороны, юрисдикции и защиты безопасности сухопутных границ, континентальной береговой линии и находящихся под юрисдикцией Китая акваторий.
Отряды службы пограничного контроля и береговой охраны сухопутных войск дислоцированы для надзора за границей, прибрежными районами и морскими островами. На них лежит задача по охране государственной границы, прибрежной морской линии и островов, предотвращению и противостоянию внешней интервенции, аннексии и провокации. Помимо этого, они оказывают содействие в операциях по борьбе с терроризмом, диверсией и транснациональными преступлениям. Служба пограничного контроля и береговой охраны, рассматривая в качестве приоритета боевую подготовку и исполнение служебных обязанностей, упрочивает оборону и охрану в важных направлениях и на чувствительных участках пограничных прибрежных районов, а также в руслах рек и акваториях, предпринимает строгие меры предосторожности против различных вторжений, аннексий и диверсионных действий, связанных с незаконным пересечением границы и проникновением на чужую территорию, своевременно пресекает действия, идущие вразрез с положениями политики пограничного контроля и береговой охраны и нарушающие сегодняшнее положение дел на государственной границе, в случае необходимости проводит операции по совместному контролированию и сдерживанию, экстренному реагированию и урегулированию инцидентов, эффективно охраняя стабильность и безопасность пограничных прибрежных районов. Китай уже подписал с 7 соседними странами соглашения о сотрудничестве в области защиты и охраны границы, с 12 странами был установлен механизм совещаний и встреч по вопросам защиты и охраны акваторий. Пограничные войска НОАК вместе с пограничными войсками России, Казахстана, Монголии, Вьетнама и др. стран проводят совместное патрулирование, совместные учения в области контроля и сдерживания и другие мероприятия дружественного сотрудничества. Китай вместе с Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и др. странами ежегодно организует взаимную инспекцию, контролирует и проверяет процесс реализации мер взаимодоверия в приграничных районах.
ВМС укрепляют контроль и управление в морских районах, формируют и совершенствуют механизм системного патрулирования, эффективно поддерживают информированность относительно ситуации в окружающих акваториях, предупреждают различные диверсии и инциденты, связанные с пересечением границы и проникновением на чужую территорию. Их направляют для своевременного урегулирования различных инцидентов в воздухе и на море, а также чрезвычайных происшествий. Они также содействуют сотрудничеству в сфере безопасности на море, охраняют мир и стабильность в морских просторах, обеспечивают свободу и безопасность морского судоходства. В рамках механизма китайско-американских консультаций по проблеме военной безопасности на море стороны регулярно проводят контакты в области обмена информацией о ситуации на море, чтобы избежать неожиданных инцидентов. В соответствии с соглашением о совместном патрулировании в акватории залива Бакбо, подписанном Китаем и Вьетнамом, ВМС обеих стран начиная с 2006 г. дважды в год проводят совместное патрулирование. Отряды пограничной охраны сил общественной безопасности – это главные вооруженные силы, которые дислоцированы в пограничных прибрежных районах и открытых портах и контролируют исполнение закона. Они охраняют национальный суверенитет, защищают безопасность и стабильность в приграничных прибрежных районах и на море, обеспечивают порядок пересечения границы в пунктах, выполняют множественные задачи по поддержанию стабильности на границе, борьбе с преступностью, экстренному реагированию и спасению, охране безопасности в приграничных районах и др. Отряды пограничной охраны сил общественной безопасности вдоль линии границы выделили зону пограничного контроля, в прибрежных районах выделили рабочую зону морской обороны; по линии материковой границы, прилегающей к АР Сянган и АР Макао, и прибрежной линии в глубину на 20–50 м, была выделена пограничная зона охраны; в открытых портах были установлены пограничные контрольно-пропускные пункты, а в приморских районах дислоцированы войска береговой охраны сил общественной безопасности. В пограничных районах и портах в последние годы отряды осуществляют регулярный режим строгого и пристального контроля, предупреждают и пресекают «три силы зла», раскольнические действия и насильственные террористические операции со стороны враждебных элементов. Войска централизованно упорядочивают морское рыболовство, нарушающее морские границы, упрочивают патрулирование на море, наблюдая за соблюдением общественного порядка и исполнением законов, а также пресекают незаконные преступные действия на море. Начиная с 2011 г. было возбуждено 47445 дел, среди захваченных товаров было 12357 кг различных наркотиков, 125115 единиц незаконного оружия, количество захваченных перебежчиков достигло 5607 чел/раз.
Народные ополченцы активно участвуют в операциях по усилению боевой подготовки, проведению совместной обороны в районах пограничного контроля и береговой охраны силами армии, вооруженной полиции и ополчения, контролированию постов и охране границы. Также они постоянно проводят патрулирование на линии пограничного контроля и береговой охраны.
Охрана безопасности воздушного пространства
Авиация – это главные силы, которые обеспечивают безопасность воздушного пространства страны. Сухопутные силы, ВМС и вооруженная полиция в соответствии с распоряжениями ЦВС также выполняют отдельные задачи в области противовоздушной обороны. В мирное время противовоздушная оборона страны опирается на командный механизм «ВВС—авиация военного округа—силы противовоздушной обороны». ВВС в соответствии с замыслом ЦВС осуществляет единое командование в отношении всех сил противовоздушной обороны, выполняющих те или иные противовоздушные задачи. Система противовоздушной обороны Китая состоит из шести крупных системы: разведка и надзор, командование и управление, оборона в воздухе, наземная ПВО, комплексное обеспечение и народная противовоздушная оборона. Китай уже сформировал единую систему противовоздушных сил, включающую разведку и заблаговременное оповещение, отражение нападения, контрудар и защиту. Эта система обладает различными приемами получения информации о ситуации в воздухе, из которых главными выступают радиолокационное зондирование и механизм заблаговременного предупреждения, а вспомогательными – техническое расследование и радиоэлектронное противодействие; наряду с этим, она также обеспечивает отпор, осуществляемый вооруженными истребителями, истребителями-бомбардировщиками, ракетами «земля–небо» и зенитными орудиями отрядами при помощи противовоздушных частей армии, резервистов народного ополчения и народных противовоздушных сил. Что касается приемов комплексной обороны, то эта система базируется на различных оборонительных проектах и силах, прибегая также к помощи профессиональных технических оборонных сил.
Среди обычных противовоздушных базовых мероприятий, проводимых авиацией, можно отметить наблюдение за воздушным пространством страны и ситуацией в небе в окружающих районах, а также своевременное получение информации о различных угрозах безопасности в воздухе, которые осуществляют силы разведки и заблаговременного предупреждения. Кроме того, командные структуры различных уровней посменно поддерживают постоянную боеготовность с акцентом на защите столицы, линии границы и прибрежных районов. Они своевременно осуществляют командование различными противовоздушными операциями, направляют части, несущие обычное противовоздушное боевое дежурство, для проведения воздушного патрулирования над морем, контрразведывательных операций на границе и прояснении ситуаций и инцидентов в воздушном пространстве страны, формирует авиационную систему управления для надзора за полетами, охраны порядка в воздухе и обеспечения безопасности полетов.
Поддержание боеготовности
Боеготовность – это готовность войск к выполнению различных военных задач боевого и небоевого характера. Работа по поддержанию и упрочению боеготовности носит комплексный и регулярный характер, в ней участвуют все без исключения войска. Поддержание постоянной и неослабной боеготовности и повышение уровня боевой подготовки выступают важной гарантией эффективного противодействия различным угрозам в сфере безопасности и выполнения разносторонних военных задач. НОАК формирует систему регулярной боевой подготовки, упрочивает базовую боеготовность на случай войны, проводит целенаправленные учения, сориентированные на повышении уровня боеготовности, организует дежурство и противовоздушное патрулирование районов пограничного контроля и береговой охраны, находится в состоянии постоянной готовности к выполнению различных военных задач боевого и небоевого характера. Войска в соответствии с нуждами возложенных на них задач приходят в состояние боеготовности соответствующей категории – от третьей (самая низкая) до первой (самая высокая).
Сухопутные силы поддерживают обычную боеготовность для охраны нормального порядка на границе и упрочения результатов национального строительства. С помощью структур боевого командования и информационной системы командования они укрепляют важные и необходимые элементы боевого дежурства, изыскивают подходящую модель несения совместных нарядов в боевых зонах, содействуют комплексному упорядочиванию системы боевого патрулирования войск от полка и выше, гарантируют претворение в жизнь работы по проведению боевой подготовки в качестве регулярно действующего системного механизма, а также формируют общую систему боеготовных сил, характеризующихся взаимосвязанностью всех стратегических направлений, взаимодействием всех видов и родов войск, а также комплексным боевым обеспечением, чтобы постоянно поддерживать состояние готовности к быстрому реагированию и эффективному противодействию. Регулярная боеготовность ВМС сконцентрирована на охране территориального суверенитета и морских интересов страны. В соответствии с принципом высокоэффективного использования войск, системного патрулирования и всестороннего надзора ВМС проводят регулярное боевое патрулирование и поддерживают военное присутствие в определенных акваториях. Каждая из флотилий круглый год несет дежурство в находящемся в их зоне ответственности районе с помощью необходимого количества кораблей, упрочивает разведывательное патрулирование с помощью сил авиации, а также в соответствии с необходимостью направляет в некоторые акватории маневренные силы для патрулирования и охраны. Регулярная боевая подготовка ВВС сконцентрирована на противовоздушной обороне государственной территории. Войска поддерживают состояние боеготовности, характеризующееся гибкостью и высокой эффективностью, на основе принципа синтеза военного и мирного времени, всестороннего реагирования и охвата всех границ. ВВС организуют воздушное патрулирование и охрану на регулярной основе, всегда готовы своевременно урегулировать различные непроясненные инциденты в воздушном пространстве. Командная система охранного патрулирования ВВС включает центральный командный пункт и войсковые командные пункты. В случае необходимости силы ВВС прибегают к помощи авиации, наземных противовоздушных частей и других боевых патрульных сил.
2-й артиллерийский корпус в мирное время поддерживает состояние соответствующей ситуации боеготовности. На основе принципа постоянной готовности к войне, неустанного проведения боевой подготовки и синтеза мирного и военного времени корпус упрочивает строительство серийной боевой подготовки, создает полностью оснащенную и многофункциональную, гибкую и эффективную систему боевого дежурства, для того чтобы обеспечить стремительное реагирование и эффективное противодействие при угрозе войны и в случае ЧП. Если перед страной встанет ядерная угроза, отряды, оснащенные ядерными ракетами, в соответствии с приказом ЦВС тут же повысят состояние боеготовности, приготовятся к нанесению ядерного контрудара и сделают все возможное для пресечения применения вражескими силами ядерного оружия против Китая. Если на страну будет совершена ядерная атака, то корпус прибегнет к использованию ракетно-ядерного оружия, самостоятельно или вместе с ядерными силами других видов войск нанесет решительный контрудар по силам противника. Отряды, оснащенные обычными баллистическими ракетами, могут быстро перейти от режима мирного времени к военному и нанести точный удар на средней и дальней дистанции.
Проведение учений и маневров, приближенных к условиям реального боя
НОАК рассматривает проведение учений и маневров, приближенных к условиям реального боя, как важный способ содействия трансформации модели военных учений и повышения способностей войск к ведению реального боя, уделяет большое внимание широкому претворению концепции боя в условиях информатизации, включающей информационное руководство, системное сопротивление, точный бой, комплексное формирование и одержание победы объединенными силами, в практику учений. НОАК организует учения в соответствии с требованиями реального боя, боевой комплектацией и порядком ведения боя, отводит важное место командованию учениями в форме противостояния сторон, учениями с участием самостоятельно противоборствующих друг другу реальных войск и учениями в сложной обстановке на поле боя. Все это способствовало всестороннему повышению комплексной боевой подготовки военнослужащих на основе информационной системы.
Также проводятся трансрайонные учения. Чтобы повысить способность войск к быстрому реагированию, а также способность к ведению боя совместными усилиями в незнакомой обстановке и сложных условиях, на контрактной базе по тактической подготовке схожие по составу дивизии и бригады, перед которыми ставятся одинаковые задачи в одинаковых условиях будущего боя, проводят ряд трансрайонных маневренных учений и маневров в форме испытательных учений с участием реальных войск. В 2009 году дивизии от Шэньянского, Ланьчжоуского, Цзинаньского и Гуанчжоуского ВО провели учения в форме противостония сторон с переброской сил на дальние рассстояния. Начиная с 2010 года стали проводиться трансрайонные учения маневренного боя серии «Операция – Миссия» на разных уровнях боя. Так, в 2010 году в учениях принимали участие начальство и дивизия (бригада) армейской группы и отдельные части воздушных сил от Пекинского, Ланьчжоуского и Чэндуского ВО; в 2011 году войска Чэндуского, Цзинаньского и Ланьчжоуского ВО, а также соответствующие отряды воздушных сил провели учения на юго-западе страны.
Отводить приоритетное место учениям в форме противостояния сторон. Во всех видах и родах войск упрочивается роль испытательных учений и маневров в форме противостояния. Для того чтобы усилить целенаправленный характер и практическую эффективность военной подготовки, проводятся учения в форме противостояния реальных войск, противостояния в сети и противостояния с использованием компьютерного моделирования. Авиачасти на базе тренировочных баз воссоздают сложную обстановку на поле боя и проводят учения в условиях информатизации в форме противостояния «синих» и «красных» между отрядами ВВС военного округа, отрядами ВВС военного округа и силами «синих». 2-я артиллерийский корпус проводит учения в форме противостояния сторон в условиях сложной обстановки на поле боя, причем, эти учения включают отработку разведывательных операций и операций, направленных на пресечение действий враждебной разведки, помех и предупреждения помех, отработку точных ударов и оборонительной контратаки, активизирует учения в условиях ядерной, химической и биологической угрозы, направленные на охрану безопасности и отработку приемов и тактик; ежегодно организуются многочисленные стрельбы с использованием настоящих боевых снарядов.
Также нужно отметить расширенное проведение учений в дальних морских зонах. ВМС находятся в поисках модели учений для выполнения боевых задач в дальней морской зоне, проводят учения по отрядам и группам, в составе которых задействованы эскортные эсминцы нового типа, комплексные провиантские судна и палубные вертолеты, углубляют тематические исследования и учения по выполнению миссии в сложной боевой обстановке, уделяют приоритетное внимание заблаговременному оповещению и комплексному контролю, перехватам и внезапному нападению в дальней морской зоне, противолодочной обороне в океане, сопровождению кораблей в дальней морской зоне. Посредством учений и маневров в дальних морских зонах с участием реальных войск соответствующие отряды в прибрежных районах отрабатывают противовоздушную и противолодочную оборону, противоминные, антитеррористические и антипиратские действия, оборону вблизи берега, отражение атак на острова и рифы. С 2007 года в западной части Тихого океана в учениях в дальних морских зонах приняли участие около 20 групп в составе более 90 кораблей/раз. В процессе учений были предприняты эффективные меры для противодействия близкой разведке и незаконному вмешательству со стороны военных кораблей некоторых стран. С апреля по сентябрь 2012 года учебно-тренировочный корабль «Чжэнхэ» проводил кругосветное навигационное учение; за этот период он посетил или останавливался в 14 странах и районах.
 
IV. ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Охранять мирный труд граждан своей страны, участвовать в становлении государства и всеми помыслами служить народу – это важнейшая задача, исполнения которой китайские вооруженные силы удостоены Конституцией и законодательством. Они служат, сообразуясь с общей ситуацией развития реформ в государстве, активно участвуют в его развитии и в спасательных работах в случае происшествий, согласно закону охраняют социальную гармонию и стабильность, стараются обеспечить интересы развития государства.
Участие в становлении государства
Дислокация вооруженных сил армии и полиции планируется таким образом, чтобы поддерживать местное и общегосударственное социально-экономическое развитие при условии, что военнослужащие и полицейские смогут завершать обучение и тренировки, осуществлять боевую подготовку и выполнять наряды, а также проводить научно-исследовательские эксперименты. Таким образом локальные потребности увязываются с ожиданиями народа и возможностями армии, а также в полной мере используются ресурсы и преимущества персонала, вооружений, техники, базовой инфраструктуры и т.д., оказывается активная поддержка основным проектам строительства базовой инфраструктуры в определенной местности, делу охраны окружающей среды и становлению социалистической деревни нового типа, кроме того, качественно выполняется работа по оказанию помощи бедному населению, по улучшению и расширению сферы образования, а также по поддержке медицинского обслуживания. Все это является важным вкладом в содействие развитию местной экономики, в установление социальной гармонии и повышение уровня жизни народа. Поддержка основных проектов строительства базовой инфраструктуры. Необходимо в полной мере раскрывать преимущества специальных войск в областях гидроэнергетики, транспорта, строительства, картографии и др., способствовать тому, чтобы транспорт, водное хозяйство, энергетические ресурсы и связь в масштабах всей страны, а также на местном уровне были связаны со строительством базовой инфраструктуры в рамках проектов национальной экономики и благосостояния народа. С 2011 года в поддержку более 350 важных строительных объектов провинциального уровня и выше, таких как аэропорты, автодороги, железные дороги, гидроузлы и т.д., было выделено более 15 млн. трудодней и 1,2 млн. раз использовалась техника. Гидроэнергетическое подразделение вооруженной полиции, обеспечивающее охрану гидроэнергетических объектов, последовательно принимало участие в строительстве 115 объектов, например, ГЭС Ночжаду в Юньнани, ГЭС Цзиньпин в Сычуани, Пандо в Тибете и др. гидроэнергетических объектов, а также железных дорог, газопроводов и т.д. Войска транспортной охраны вооруженной полиции, обеспечивающие охрану транспортных объектов, стали участниками подрядов на строительство 172 объектов, например Тяньшаньского шоссе в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, двухъярусного супербольшого моста через реку Лотан в пров. Ганьсу, туннеля Галунла на Мотосском шоссе в Тибете и т.д., построив 3250 км автодорог.
Участие в экологическом строительстве и охране окружающей среды. Части регулярной армии, а также резервные силы и ополченцы участвуют в озеленении лысых гор, в сооружении противопесчаных преград и в работах, связанных с охраной экосистем болот; кроме того, оказывают помощь в устранении источников летучих песков вокруг Пекина и Тяньцзиня, а также в озеленении пустыни Такламакан, в охране экосистем среднего и верхнего течения рек Янцзы и Хуанхэ, в упорядочении течений «трех рек» в Тибете (имеются в виду Брахмапутра и ее притоки – Лхаса и Ньянгчу) и в др. важных для государства строительных экологических проектах, а также в обустройстве экологических районов. В течение двух лет было посажено более 14 млн. деревьев, созданы сплошные лесные насаждения, произведен аэросев леса и озеленение лысых гор и пустошей – все это на площади земель более чем 3 млн. му. Технические войска, ответственные за картографирование, наблюдение за метеорологическими явлениями и водоснабжение, также предоставили на местах услуги геологоразведки, прогноза гидрометеорологических явлений, разведки источников воды и др.
Помощь бедным и поддержка строительства новых деревень. Различные группы войск последовательно установили шефство над 63 бедными уездами и 547 бедными поселками, учредили 26 тыс. пунктов по связям с бедными районами, оказали помощь в строительстве более 20 тыс. мелких объектов, например, построили ирригационные сооружения на полях, сельские дороги и упорядочили бассейн малых рек. Также была оказана поддержка более 1000 специфическим предприятиям в развитии их преимуществ и оказана помощь более 400 тыс. бедняков в избавлении от бедности и переходе к зажиточной жизни. Инженерный полк водоснабжения в Пекинском военном округе последовательно оказал помощь жителям различных местностей в Юньнани, Гуанси, Шаньдуне, Хэбэе, Внутренней Монголии, Гуйчжоу и др. в поисках источников воды и сооружении колодцев, которых было выкопано 358 единиц, благодаря чему была разрешена проблема обеспечения бытовой водой 960 тыс. человек и проблема орошения полей на площади 85 тыс. му. А инженерный полк водоснабжения Ланьчжоуского военного округа реализовал проект «Сто колодцев в помощь крестьянам», в ходе которого были выявлены источники воды в засушливых регионах центральной и южной частей Нинся-Хуэйского автономного района и было выкопано 192 колодца, благодаря чему решилась проблема снабжения питьевой водой 390 тыс. человек и 570 тыс. голов скота, а также проблема орошения 37 тыс. му полей.
Поддержка науки и техники, образования, развитие культуры и санитарии. В 2011-2012 гг. военные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и специализированные технические воинские части в общем выполнили более 200 научно-исследовательских проектов в рамках планов развития науки и техники, а также важных государственных специальных программ. Они приняли участие в 220 научно-технических проектах важного стратегического значения и передали право на использование результатов 180 научно-технических проектов. 108 медицинских учреждений, принадлежащих армии и вооруженной полиции, по возможности поддержали 130 больниц уездного уровня в бедных районах на Западе страны, а медико-санитарные учреждения уровня корпуса и ниже по возможности оказали помощь 1283 поселковым медпунктам. В 2009-2012 гг. в Синьцзян-Уйгурском и Тибетском автономных районах, а также в других регионах компактного проживания национальных меньшинств на Западе страны были сконцентрировано построены 57 школ «Любви армии «1 августа» к своему народу» и решена проблема обучения более 30 тыс. детей.
Участие в спасательных операциях
В Китае часто происходят стихийные бедствия, которые считаются одними из наиболее серьезных в мире. Из-за разнообразия, широты охватываемой территории и высокой частотности они представляют собой серьезную угрозу для развития экономики государства и для безопасности жизни и собственности народа. Вооруженные силы КНР с самого момента своего основания были ударной силой в спасательных операциях и брали на себя выполнение наиболее срочных, тяжелых и опасных задач. Согласно опубликованному в 2005 году «Регламенту действий армии в ходе спасательных работ», военнослужащие армии и вооруженной полиции в основном отвечают за спасение, перемещение или эвакуацию пострадавших, за обеспечение безопасности на важных объектах, принимают срочные меры к спасению и транспортировке важных материальных ресурсов, а также участвуют в срочном ремонте дорог (мостов, туннелей), проводят поисково-спасательные операции на море, оказывают помощь при ядерных, биологических и химических катастрофах, призываются, чтобы локализовать эпидемию, оказывают медицинскую помощь и выполняют другие спасательные работы специального профиля, а также ликвидируют или локализуют другие опасные ситуации или бедствия, помогая местному народному правительству развернуть работы по восстановлению после стихийных бедствий.
Войска армии и вооруженной полиции совместно с народным правительством разных уровней учредили механизм координации и синхронизации действий между военными и гражданскими службами во время стихийных бедствий, чтобы наиболее оптимальным образом реагировать на них. Также на стратегическом уровне была учреждена мобильная платформа для командования в чрезвычайных ситуациях, а в важных пунктах были предварительно созданы склады с запасами инструментов и материалов, экстренно необходимых для спасательных операций во время стихийных бедствий, также предварительно были разработаны и пересмотрены планы действий в экстренных случаях для участвующих в спасательных операциях воинских частей уровня полка и выше. Кроме того, организовывались тренировки и маневры по отработке спасательных операций совместно военными и гражданскими службами, благодаря чему существенно увеличились их возможности в деле проведения спасательных операций. В настоящее время уже сформированы на государственном уровне силы экстренного реагирования, насчитывающие 50 тыс. человек, которые распределены по следующим 9-ти структурным единицам: отряд экстренного реагирования на наводнения, отряд по оказанию экстренной помощи в случае землетрясения, оперативно-спасательный отряд по борьбе с ядерными, биологическими и химическими катастрофами, служба экстренных авиаперевозок, оперативно-спасательный отряд для ликвидации последствий аварий на транспорте и электрических объектах, оперативно-поисковый отряд на море, отряд обеспечения связи в условиях экстренного маневрирования, спасательный отряд по борьбе с эпидемиями и оказанию медицинской помощи, специализированный отряд по метеорологическому обеспечению в экстренных ситуациях. Каждый военный округ, совместно с соответствующими органами провинции (автономного района, города центрального подчинения) и опираясь на воинские части действительной службы и запаса организовал специальные силы экстренного реагирования на уровне провинции в составе 45 тыс. чел.
Вооруженные силы Китая проявили свою роль как новые и ударные силы в ходе многочисленных крупных спасательных операций. Так, в 2008 году были задействованы 1 млн. 260 тыс. военнослужащих – солдат и офицеров регулярной армии, а также народного ополчения и резерва – на борьбу со стихийным бедствием, постигшим южные районы вследствие необычно низкого падения температуры воздуха, выпадения осадков в виде снега с дождем и обледенения, а также 221 тыс. человек приняли участие в спасательных работах после крупнейшего землетрясения в Вэньчуане в пров. Сычуань. В 2010 году 21 тыс. чел были направлены на спасательные работы в Юйшу-тибетский автономный округ пров. Цинхай, где произошло сильное землетрясение, а 12 тыс. чел участвовали в спасательных работах в уезде Чжоуцюй пров. Ганьсу, который пострадал в результате оползней и селевых потоков. С 2011 года силы армии и вооруженной полиции в общей сложности задействовали 370 тыс. чел, 197 тыс. раз использовали технику (механизмы) различных габаритов; 225 раз поднимали в воздух самолеты и вертолеты; организовали на спасательные работы 870 тыс. военнослужащих народного ополчения и запаса; приняли участие в спасательных операциях по ликвидации последствий наводнений, землетрясений, засух, ледоходов, тайфунов и пожаров; спасли и эвакуировали 2 млн. 450 тыс. человек и транспортировали из районов бедствий 160 тыс. тонн материальных ресурсов. Вертолеты ВВС сухопутных войск каждый год многократно используются для предупреждения и ликвидации пожаров в степях и лесах, и это стало уже регулярной практикой.
Охрана стабильности в обществе
Вооруженные силы Китая согласно положениям законодательства принимают участие в мероприятиях по охране общественного порядка, а также в акциях по предупреждению и борьбе с терроризмом. Вооруженная полиция – это костяк и ударная сила государства, используемая для урегулирования открытых конфликтов и охраны общественной стабильности. В августе 2009 года был опубликован «Закон КНР о народной вооруженной полиции», в котором были четко определены рамки, меры и способы обеспечения выполнения вооруженной полицией задач по охране безопасности. Силы вооруженной полиции сформировали систему, основным элементом которой являются маневренные войска, дополнительным элементом – войска, выделенные из несущих наряд, а вспомогательным элементом – войска, поднимаемые по тревоге и военнослужащие военных заведений. Также была усовершенствована 4-уровневая система антитеррористических сил, основными элементами которой являются государственные антитеррористические войска, отряд особого назначения уровня провинции, взвод особого назначения муниципального уровня и отделение экстренного реагирования уездного уровня. Эти войска качественно выполняют работу по обеспечению безопасности во время проведения крупных мероприятий, строго исполняют задания по охране мест проведения различных акций, по проверке на безопасность персонала, по охране важных объектов, по установке блок-постов на важных дорогах и по проведению вооруженного патрулирования в городах. В 2011-2012 гг. данные войска эффективно отреагировали на различные конфликты и смогли стабилизировать ситуацию, совместно с органами общественной безопасности успешно преодолели 68 насильственных инцидентов, включая освобождение заложников, и спасли 62 человека. Они последовательно выполнили задачу по обеспечению безопасности в ходе проведения таких важных мероприятий, как XXVI Всемирная Летняя Универсиада, ЭКСПО «Китай-Евразия», пекинский саммит Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/ и др. Для этого были задействованы более 1,6 млн. военнослужащих.
Народно-освободительная армия Китая направляла свои силы в помощь органам общественной безопасности и вооруженной полиции для выполнения заданий по обеспечению безопасности на важных и крупных мероприятиях. Сухопутные войска в основном отвечают за предотвращение террористических акций, за контроль над взрывоопасными, ядерными, биологическими и химическими веществами, за спасательные операции и медицинскую помощь. Военно-морские силы берут на себя выполнение таких заданий, как ликвидация скрытых угроз для безопасности в водной акватории, а также предотвращение террористических атак с моря. Военно-воздушным силам главным образом поручено следить за безопасностью в воздухе над местами проведения крупных мероприятий и над окружающей их местностью. В последние годы военнослужащие НОАК приняли участие в обеспечении безопасности таких крупных мероприятий как Пекинская Олимпиада, торжественная церемония празднования 60-летия КНР, «ЭКСПО-2010» в Шанхае, Азиатские игры в Гуанчжоу и т.д. В указанных мероприятиях были задействованы 145 тыс. человек, 365 вертолетов и самолетов, 148 кораблей и 554 радара.
Народное ополчение – это важный отряд сил, охраняющий стабильность в обществе. Согласно постановлениям закона, они помогают охранять порядок в обществе и, подчиняясь указаниям военных структур и единому командованию со стороны местных партийных комитетов и правительств, участвуют в различных мероприятиях по поддержанию общественного порядка – например, по охране безопасности в ходе крупных и важных мероприятий, по комплексному наведению порядка в обществе, в мероприятиях по совместной обороне и общественной безопасности. Ежегодно более 90 тыс. человек направляются на выполнение таких заданий, как охрана мостов, туннелей и железных дорог.
Дислоцированные в Сянгане и Аомэне войсковые части были направлены в эти специальные административные районы /САР/ Центральным народным правительством. Они исполняют свой долг по законодательству, участвуя в деле обороны страны. Закон о дислокации войск в Сянгане и Аомэне содержит постановление о том, что правительство САР в случае необходимости может обратиться к Центральному народному правительству с просьбой направить дислоцированные войска в помощь на поддержание социальной безопасности и на спасательные работы в ходе стихийных бедствий. Дислоцированные в Сянгане и Аомэне воинские части своевременно организовывают совместное патрулирование на море и в воздухе, а также ежегодно проводят учения, принимают участие в совместных маневрах по подготовке к поисково-спасательным работам в воздухе и на воде, которые организовывают правительства САР. Эти силы также успешно выполнили задание по обеспечению безопасности спортивных соревнований в Сянгане, проводившихся в рамках Пекинской Олимпиады, а также в ходе проведения церемонии возвращения Китаю городов Сянган и Аомэнь.
Охрана морских прав и интересов
Китай – крупное морское и континентальное государство, окружающие его моря – это важное пространство для последовательного развития и источник ресурсов, они имеют тесную связь с благоденствием народа и связаны с будущим государства. Поэтому освоение, использование и охрана морских ресурсов, как и построение сильной морской державы, – это важная стратегия развития страны. Непоколебимая охрана морских прав и интересов государства – это важный долг НОАК.
Соединения морских войск пребывают в повседневной готовности обеспечивать безопасность в ходе мероприятий, связанных с исполнением законов государства на море, с рыбным промыслом и освоением ресурсов нефти и газа. Они по отдельности установили механизм координации и взаимодействия с исполнительными органами службы морского надзора и рыболовной администрации, а также механизм совместной обороны, куда входят силы армии, милиции и народного ополчения. Согласованно с соответствующими местными структурами, они проводят картографирование морской поверхности и научные исследования, основывают системы мониторинга морских явлений, спутниковой навигации, радионавигации и навигационных сигналов. Данные силы своевременно публикуют информацию о природных явлениях и сведения о перемещении кораблей, они учредили и усовершенствовали систему обеспечения безопасной навигации в подведомственной им морской акватории.
Военно-морские силы неоднократно проводили на море совместно с органами службы морского надзора и рыболовной администрации тренировки и учения по охране своих прав и исполнению закона, непрерывно повышая возможности сухопутных и морских войск совместно осуществлять меры по экстренному реагированию и согласованно руководить борьбой в ходе защиты своих прав. В октябре 2012 года в акватории Восточного моря состоялись совместные морские учения по охране морских прав «Взаимодействие в Восточно-Китайском море-2012», в них участвовали 11 военных кораблей и 8 самолетов.
Пограничные войска общественной безопасности являются важной вооруженной силой, обеспечивающей исполнение закона на море. В их ведении находятся акции, совершенные на внутренних водах страны, в ее территориальных водах, в приграничных районах, в исключительных экономических зонах и в районах континентального шельфа в нарушение законов, постановлений и положений административного законодательства в аспекте безопасности или преступные действия. В последние годы пограничные войска общественной безопасности значительными силами развернули строительство «спокойного моря», усилили надзор и патрулирование акватории островов Сиша и морских границ в заливе Бакбо, благодаря чему были эффективно защищены стабильность и порядок на море.
Защита интересов государства на международной арене
Вслед за постепенной интеграцией китайской экономики в мировую экономическую систему, интересы страны за рубежом стали рассматриваться как важная составляющая часть государственных интересов Китая. В последнее время постоянно растет внимание к проблемам, связанным с зарубежными источниками энергии и со стратегически важными морскими путями, а также к вопросам безопасности юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом. Поэтому активная деятельность за рубежом, связанная с охраной движения по морю, с эвакуацией граждан, находящихся за рубежом или с оказанием экстренной помощи является для военнослужащих Народно-освободительной армии Китая /НОАК/ важной формой охраны государственных интересов и исполнения своего международного долга.
Согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН и с согласия переходного правительства Сомали, китайское правительство 26 декабря 2008 года направило отряд своих военных кораблей в Аденский залив и в акваторию Сомали с миссией конвоирования. Перед данным отрядом были поставлены следующие задачи: охранять китайские корабли, проходящие через данную акваторию, и обеспечивать безопасность их персонала, обеспечивать безопасность кораблей различных международных организаций, в том числе Всемирной продовольственной программы /ВПП/, перевозящих гуманитарные грузы, а также по возможности обеспечивать безопасность и прикрытие иностранных кораблей, проходящих через данную акваторию. К декабрю 2012 года для выполнения указанных задач были направлены 13 отрядов, в состав которых в общем вошли 34 военных корабля, 28 вертолетов, 910 спецназовцев и было осуществлено конвоирование 4984 китайских и иностранных кораблей, проходивших через данную акваторию 532 партиями, из них 1510 кораблей были приписаны к портам континентальной части Китая, 940 – принадлежали САР Сянган, 74 – Тайваню и 1 – САР Аомэнь; при этом были спасены 2 китайских корабля, подвергшихся атаке морских пиратов и избавлены от преследований пиратов 22 китайских корабля.
В феврале 2011 года, когда обострилась ситуация с беспорядками в Ливии, безопасность находившихся в этой стране китайских структур, предприятий и служащих оказалась под большой угрозой. В связи с этим китайское правительство организовало самую крупномасштабную за годы существования Нового Китая операцию по эвакуации своих граждан, находящихся за рубежом, вывезя из страны 35860 граждан КНР. НОАК направила свои военные корабли и самолеты, чтобы перевезти китайцев из Ливии на родину. Для оказания помощи и защиты кораблям, эвакуировавшим китайских граждан, попавших в беду, в ближайшую к Ливии акваторию вошел ракетно-сторожевой корабль «Сюйчжоу», выполнявший миссию конвоирования в Аденском заливе и водах Сомали. ВВС Китая тогда в экстренном порядке задействовали 4 самолета, которые поднимались в воздух 40 раз и оказали помощь 1655 потерпевшим (включая 240 граждан Непала) в перемещении из Ливии в Судан, а также перевезли 287 человек из Судана домой.
 
V. ОХРАНА МИРА ВО ВСЕМ МИРЕ И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Развитие и безопасность Китая тесно связаны с миром и процветанием всего мира. Вооруженные силы Китая изначально были непоколебимым звеном в деле охраны мира во всем мире и стабильности в регионе, они всеми силами укрепляли военное сотрудничество с различными государствами, укрепляли взаимодоверие в военной сфере, принимали активное участие в делах, связанных с региональной и международной безопасностью, активно играя свою роль на международной политической сцене и в области безопасности.
Участие в миротворческих операциях ООН
Китай старательно исполняет свои международные обязательства и долг, поддерживает и активно участвует в миротворческих операциях ООН. Согласно резолюциям ООН и соглашениям, достигнутым между этой организацией и китайским правительством, Китай направляет своих миротворцев и специально обученный военный персонал в определенные страны и регионы, где под руководством ООН осуществляются миротворческие миссии. Военнослужащие миротворческих войск в основном осуществляют контроль над прекращением огня, изоляцию конфликтующих сторон, предоставляют инженерную, транспортную и медицинскую поддержку, а также участвуют в социальном восстановлении и оказании гуманитарной помощи.
В 1990 году НОАК направила для выполнения миротворческой миссии ООН на Среднем Востоке 5 военных наблюдателей – это был первый случай участия Китая в миротворческих операциях ООН. В 1992 году для участия в миротворческой миссии ООН в Камбодже Китай направил 400 своих военных инженеров – впервые это была отдельная единица организационной структуры – часть. К настоящему моменту силы НОАК в общем приняли участие в 23 миротворческих операциях ООН, направив для этого 22 тыс. своих миротворцев. Большинство солдат и офицеров Китая, участвовавших в миротворческих операциях, были награждены орденами миротворцев ООН, а 3 офицера и 6 солдат принесли в жертву свои жизни, выполняя миротворческие операции, они посмертно были награждены орденом Хаммаршельда. В настоящее время Китай среди 5-ти стран-членов СБ ООН считается страной, которая направила больше всего своих миротворцев и военнослужащих для участия в миротворческих миссиях ООН, и такой страной среди 115 стран-участниц ООН, принимавших участие в миротворческих миссиях, которая направила больше всех частей по обеспечению инженерных, транспортных и медицинских работ. При этом Китай выделил больше всего средств на миротворческие операции среди всех развивающихся стран.
К декабрю 2012 года 1842 офицера и солдата НОАК приняли участие в исполнении миротворческих задач в 9-ти зонах ответственности ООН. Из них 78 человек – это военные наблюдатели и штабные офицеры, 218 человек – участники инженерных и медицинских подразделений, направленных в состав Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго /МООНСДРК/, 558 человек – представители инженерных, транспортных и медицинских подразделений, направленных в состав Миссии ООН в Либерии, 335 военнослужащих вошли в состав инженерных и медицинских подразделений Временных сил ООН в Ливане, 338 человек стали участниками инженерных и медицинских подразделений Миссии ООН в Южном Судане, а 315 человек составили инженерное подразделение миротворческой миссии Африканского союза и ООН в Дарфуре /ЮНАМИД/.
Китайские миротворцы в полной мере развивают прекрасный дух воина, который не боится трудностей, не боится борьбы и готов сделать свой вклад в дело охраны мира, они выполняют все порученные им задания на высшем уровне. За 22 года пребывания в составе различных миротворческих миссий они в общем построили и отремонтировали более 10 тыс. км дорог, 284 моста, обезвредили более 9000 мин и других невзорвавшихся снарядов, транспортировали 1 млн. тонн материальных ресурсов, осуществили перевозки на общую дистанцию более 11 млн. км, осмотрели и поставили диагноз 120 тыс. пациентов. Штабные офицеры и военные наблюдатели продемонстрировали высокие профессионализм и ответственность, работая в штабе, а также выполняя различные задания в ходе патрулирования, мониторинга за прекращением огня, контактов и переговоров. Военнослужащие инженерного подразделения МООНСДРК за несколько суток непрерывной борьбы выровняли 16 тыс. кв. м площади, покрытой вулканической лавой, а состав транспортного подразделения Миссии ООН в Либерии обеспечил покрытие перевозок в рамках всей страны, став узловым пунктом транспортных перевозок среди 50-ти других миротворческих подразделений ООН в этой африканской стране. Кроме того, китайские миротворцы для местных жителей проложили дороги и построили мосты, отремонтировали транспортные средства, наладили перевозки грузов, транспортировку медперсонала и лекарств, а также передачу технологий посадки сельскохозяйственных растений. Участники инженерного подразделения миссии ООН в Ливане открыли новый способ обезвреживания мин, который назвали «Ориентация по пересечению крестиков», что в значительной мере повысило темпы и коэффициент выполнения работ по обеспечению безопасности, позволив в среднем в день расчищать от мин площадь более 500 кв. м. Во время вооруженных столкновений между Ливаном и Израилем они обезвредили более 3500 неразорвавшихся снарядов. Военнослужащие инженерного подразделения в составе ЮНАМИД выкопали 13 колодцев в местах, которые считались совершенно непригодными к обустройству источников воды. Это же подразделение на высоком уровне учредило первый Центр по временной подготовке для разоруженных, демобилизованных лиц и беженцев, внеся позитивный вклад в развитие мирного процесса в регионе.
Китайские офицеры и солдаты-миротворцы строго соблюдают нормы поведения миротворцев ООН, правила ведения войны и законы страны пребывания, уважают местные религии и обычаи, строго придерживаются постановлений, распространенных в районе выполнения заданий, а также устава китайских миротворческих частей, благодаря чему им всегда удавалось завоевывать доверие местного населения.
Международные спасательные операции и гуманитарная помощь
Вооруженные силы Китая принимают активное участие в международных спасательных операциях и акциях по оказанию гуманитарной помощи, которые организовывает правительство: пострадавшим странам предоставляются спасательные грузы и медицинская помощь, в такие страны направляются команды спасателей, чтобы оказать помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующим странам оказывается помощь в разминировании и проводится международное взаимодействие в области спасательных операций.
Начиная с 2002 года, силы НОАК уже 36 раз принимали участие в выполнении срочных международных гуманитарных и спасательных заданий, предоставив 27 пострадавшим странам спасательных грузов общей стоимостью более 1 млрд. 250 млн. юаней (жэньминьби). А китайская команда спасателей по оказанию международной помощи, состоящая из офицеров инженерного полка Пекинского военного округа, медперсонала главной больницы вооруженной милиции и специалистов Государственного сейсмологического управления Китая, начиная с 2001 года 8 раз предпринимала международные спасательные операции. С 2010 года отряд медиков-спасателей НОАК трижды поочередно направлялся на Гаити и в Пакистан для оказания международной медицинской и гуманитарной помощи, а спасательный отряд вертолетов ВВС сухопутных сил оказывал помощь в борьбе с наводнением в Пакистане.
В марте 2011 года, когда в Японии произошло сильное землетрясение, вызвавшее цунами, китайский международный отряд спасателей направился в Японию для проведения поисково-спасательных работ. В июле 2011 года, когда в Таиланде произошло сильное наводнение, ВВС НОАК выделили 4 самолета, чтобы перевезти в Бангкок более 90 тонн спасательных грузов, необходимых при борьбе с наводнением, в качестве помощи со стороны Министерства обороны Китая в адрес вооруженных сил Таиланда. В сентябре 2011 года особенно крупное наводнение произошло в Пакистане, тогда ВВС НОАК направили 5 своих самолетов, чтобы доставить по воздуху в Карачи более 7000 палаток для временного проживания пострадавших от наводнения, а Ланьчжоуский военный округ направил отряд спасателей по оказанию медицинской помощи и борьбе с эпидемиями в сильно пострадавший район Кунри для проведения лечебных и санитарно-противоэпидемических работ.
Вооруженные силы Китая активно предоставляют медицинские услуги и помощь развивающимся странам, принимают участие в международном взаимодействии и сотрудничестве, благодаря чему им удалось укрепить дружбу и взаимодоверие с различными странами. В 2010-2011 годах, госпитальное судно ВМС Китая «Мирный ковчег» по очереди посетило 5 стран Азии и Африки, а также 4 страны Латинской Америки, выполнив задание по оказанию гуманитарных медицинских услуг в рамках «Миссии гармонии». Плавание этого корабля длилось 193 дня, в течение этого времени он прошел 42 тыс. морских миль, а его команда предоставила медицинские услуги примерно 50 тыс. людей. В последние годы, медицинские отряды НОАК также присоединялись к совместным учениям по оказанию гуманитарной медицинской помощи, предоставив медицинские услуги жителям Габона, Перу, Индонезии и др. стран.
Китайское правительство уделяет значительное внимание гуманитарному вопросу обезвреживания мин, поэтому активно поддерживает и участвует в международных мероприятиях по оказанию помощи в разминировании. Начиная с 1999 года, НОАК посредством организации технических курсов по разминированию, приглашения специалистов для инструктажа на месте, оказания помощи в разминировании посредством поставки оборудования и приборов и в др. формах совместно с соответствующими государственными органами предоставила помощь в разминировании примерно 40 странам Азии, Африки и Латинской Америки, подготовив для других государств более 400 технических работников по разминированию, проинструктировав работы по расчистке от мин площади более 200 тыс. кв м и подарило оборудование и приборы для обезвреживания мин на сумму около 60 млн. юаней.
Охрана безопасности международных морских путей
ВМС Китая, исполняя свои международные обязанности, развернули процесс регуляризации действий, направленных на охрану навигации в Аденском заливе и в водах Сомали, провели взаимодействие и сотрудничество с конвойными силами многих стран, совместно охраняя безопасность международных морских путей. К декабрю 2012 года конвойный отряд кораблей ВМС Китая обеспечил сопровождение 4 кораблей Всемирной продовольственной программы и 2455 зарубежных судов, что составляет 49 % от общего количества всех сопровожденных судов. Также данный отряд спас 4 иностранных корабля и принял под свою охрану 4 иностранных корабля, отпущенных пиратами, а также избавил от преследования пиратов 20 иностранных судов.
Конвойный отряд кораблей ВМС Китая установил оптимальный механизм взаимодействия с ВМС разных стран в областях совместного конвоирования, обмена информацией, координации и связи. Например, с Россией были развернуты действия по совместному конвоированию, совместно с боевыми кораблями ВМС Республики Корея, Пакистана и США были проведены совместные антипиратские учения и тренировки, а в координации с силами ЕС было осуществлено конвоирование кораблей ВПП. Кроме того, были проведены взаимные визиты и посещения командирами конвойных суден ЕС, НАТО, Республики Корея, Японии, Сингапура и морских сил многих других стран. Совместно с Голландией были развернуты мероприятия по обмену воинами и офицерами для знакомства с жизнью на кораблях друг друга. Конвойный отряд кораблей ВМС Китая также принял активное участие в работе таких международных механизмов, как контактная группа по вопросу пиратства в Сомали и Международная конференция по конвоированию «Обмен информацией и пресечение конфликтов».
Начиная с января 2012 года Китай, Индия, Япония и др. самостоятельные субъекты осуществления навигационного конвоя начали укреплять координацию своих действий и посезонно согласовывать свои графики конвоирования, реализуя таким образом координацию в комплексном планировании использования материальных ресурсов, необходимых для выполнения задач конвоирования, и повышая его эффективность. Китай как страна первой по очереди вышедшая на конвойный рейд и установившая прецеденты согласования, вовремя объявила график проведения навигационного конвоя в первом квартале 2012 года, а Япония и Индия уже согласно этому графику корректировали свои планы осуществления конвоирования, благодаря чему был сформирован единый и упорядоченный график навигационного конвоирования. Республика Корея, начиная с четвертого квартала, присоединилась к механизму координации графиков патрулирования самостоятельных субъектов осуществления навигационного конвоя.
Совместные учения и тренировки китайских и иностранных войск
НОАК, придерживаясь курса на неприсоединение к военным союзам, на уход от противостояния и ненападение на третьи стороны, а также принципов стратегической взаимной выгоды, равноправного участия и паритетной реализации, совместно с иностранными войсками проводит двусторонние и многосторонние совместные учения и тренировки на разных уровнях, в разных сферах и с участием разных видов войск. Начиная с 2002 года НОАК, основываясь на соглашениях и договорах, совместно с 31 страной мира организовала проведение 28 совместных учений и 34 совместных тренировок, раскрывая свою активную роль в укреплении взаимодоверия в политической и военной сферах, в деле охраны мира и стабильности в регионе, а также в развитии процесса модернизации армии Китая.
В рамках ШОС регулярной практикой становится проведение совместных антитеррористических учений. Китай и другие члены ШОС уже 9 раз совместно организовывали двусторонние и многосторонние совместные военные учения. Начиная с 2005 года был проведен ряд совместных крупномасштабных военных учений «Мирная миссия», которые имеют стратегическое влияние и градацию сражений. В частности нужно упомянуть «Мирную миссию-2005» – китайско-российские совместные военные учения, «Мирную миссию-2007» – совместные антитеррористические военные учения вооруженных сил ШОС, «Мирную миссию-2009» – китайско-российские совместные антитеррористические военные учения, «Мирную миссию-2010» – совместные антитеррористические военные учения вооруженных сил ШОС и «Мирную миссию-2012» – совместные антитеррористические военные учения вооруженных сил ШОС. В ходе этих учений отрабатывались умения запугивать и атаковать силы терроризма, сепаратизма и экстремизма, благодаря учениям повысился уровень возможностей стран-членов ШОС совместно отражать новые вызовы и новые угрозы.
Кроме того, непрерывно расширяется программа совместных тренировок на море. В последние годы ВМС Китая последовательно приняли участие в совместных со многими странами морских учениях «Мир-07», «Мир-09» и «Мир-11», проведенных в Аравийском море Пакистаном. Военные моряки Китая и России провели в территориальных водах Китая в Желтом море военные учения под кодовым названием «Морское взаимодействие-2012», главной темой которых было ведение войны на море для защиты морских коммуникаций. Морские десантники Китая и Таиланда провели совместные тренировки «Синий удар-2010» и «Синий удар-2012». Китайские моряки присоединялись к мероприятиям по проведению взаимных визитов на военные корабли, проводили двусторонние и многосторонние морские учения вместе с военными моряками Индии, Франции, Великобритании, Австралии, Тайланда, США, России, Японии, Новой Зеландии, Вьетнама и др. стран, в ходе которых отрабатывались связь, маневры в группе, снабжение на воде, взаимное снижение вертолетов, стрельба по морским целям, совместное конвоирование, высадка на борт и досмотр судов, совместное проведение спасательных операций, погружение под воду и др.
Также постепенно углубляются совместные тренировки наземных войск. Начиная с 2007 года китайские наземные войска неоднократно проводили совместные учения со своими коллегами из других стран. Например, с сухопутными войсками Индии были проведены совместные антитеррористические тренировки «Рука об руку-2007» и «Рука об руку-2008», с сухопутными войсками Монголии – совместные миротворческие учения «Миротворческая миссия-2009», с коллегами из Сингапура – совместные учения по охране безопасности «Сотрудничество-2009» и «Сотрудничество-2010», с наземными войсками Румынии – совместные тренировки горных войск «Маневры дружбы-2009» и «Маневры дружбы-2010», а с военнослужащими Турции были проведены совместные тренировки штурмовых подразделений пехоты. Специальные части сухопутных сил Китая и Таиланда провели совместные антитеррористические учения «Удар-2007», «Удар-2008» и «Удар-2010», такого же типа учения были проведены для отрядов специального назначения сухопутных сил Индонезии и Китая под кодовыми названиями «Острый меч-2011» и «Острый меч-2012», а проведенные совместно со спецназовцами Пакистана совместные антитеррористические учения назывались «Дружба-2010» и «Дружба-2011»; со спецназовцами Колумбии совместные антитеррористические учения назывались «Сотрудничество-2012». В ноябре 2012 года китайские военнослужащие принимали участие в совместных антитеррористических учениях с отрядами специального назначения Иордании, а также провели с сухопутными войсками США совместные кабинетные учения по осуществлению гуманитарно-спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Силы ВВС Китая также достигли заметного прогресса в проведении совместных учений. В марте 2011 года тренировочные подразделения ВВС Китая совместно с пакистанскими ВВС провели совместные тренировки воздушных битв «Орел-1». В октябре того же года военнослужащие китайских ВВС организовали совместно с воздушными десантниками Венесуэлы совместные антитеррористические учения в городе «Сотрудничество-2011». В июле 2011 года и в ноябре 2012 года китайские и белорусские воздушно-десантные войска провели соответственно вышеуказанному времени совместные тренировки «Стремительный орел-2011» и «Стремительный орел-2011».
Совместные учения по охране и обеспечению тыла также продвигались вперед уверенными шагами. В 2009-2011 годах медицинские подразделения НОАК были направлены по очереди в Габон и Перу для проведения совместных маневров по отработке способов оказания гуманитарной медицинской помощи под кодовым названием «Ангелы мира», а также посетили Индонезию для участия в тренировочной спасательной операции регионального форума по вопросам безопасности АСЕАН. В октябре 2012 года подразделение тылового обеспечения НОАК и отряды вооруженных сил Австралии и Новой Зеландии провели совместные учения по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий под кодовым названием «Дух сотрудничества-2012».
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На новом этапе нового столетия вооруженные силы Китая эффективно исполняют свою новую историческую миссию, постоянно повышают возможности выполнения многообразных воинских заданий, ядром которых есть способности ведения локальных войн в условиях победы информатизации, а также решительно защищают государственный суверенитет, безопасность и целостность территории, обеспечивают интересы страны в ходе ее социально-экономического развития и условия для мирного проживания и труда ее народа. Они успешно выполнили ряд серьезных и опасных заданий по оказанию экстренной помощи, а также провели ряд важных тренировочных мероприятий по подготовке к войне, завоевав в результате одобрение и высокое доверие со стороны народа. На пороге нового исторического этапа на китайские вооруженные силы возлагается новая высокая и священная миссия, которая подразумевает серьезную, но и почетную ответственность. Защита государственного суверенитета и безопасности, охрана интересов народа по-прежнему остаются на самом высоком месте в списке приоритетов для вооруженных сил Китая, а защита мира во всем мире и продвижение совместного развития продолжают считаться наиболее важными заданиями для них. Китайские военнослужащие стараются ускорить прогресс оборонной сферы и модернизацию армии, активизировать участие в международном сотрудничестве в области безопасности, совместно с вооруженными силами других стран они прилагают усилия к созданию мирной и стабильной, равноправной и взаимодоверительной обстановки государственной безопасности, основывающейся на сотрудничестве и взаимном выигрыше.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Приложение I. СОВМЕСТНЫЕ УЧЕНИЯ И МАНЕВРЫ НОАК С ВС ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2011 – 2012 гг.

 
Приложение II. УЧАСТИЕ ВС КИТАЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ПО
БОРЬБЕ СО СТИХИЙНЫМИ БЕДСТВИЯМИ В 2011 – 2012 гг.
 
Приложение III. УЧАСТИЕ КИТАЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН (по 31 декабря 2012 г.)
 
Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования