header left
header left mirrored

Из истории камней

Историческое происхождение культуры камней в Китае

Человечество после своего зарождения прошло через длительный период Каменного века. Отличительным знаком палеолита было производство каменной утвари, использование камней для нарезки или измельчения пищи, для изготовления острых лезвий и т.п. Отличительные знаки неолита включают в себя выточенные и заостренные каменные инструменты, которые были более искусно сделаны, чем подобные же предметы эпохи палеолита. В этот период каменные инструменты более четко разделялись по своему назначению, а инструменты, относящиеся к одной категории, имели относительно более устойчивую и узнаваемую форму. У некоторых были деревянные ручки-держалки, облегчавшие их использование. По сравнению с древними временами, когда каменные инструменты в основном использовались для охоты, легко изготовлялись и были практически всегда доступны, на более позднем этапе развития примитивного общества камни стали выполнять все более разнообразные функции: большие камни использовались для строительства домов, в то время как внешне красивые камни использовались для украшений или просто для любования. С тех пор возникла культура камней, имеющая богатые нюансы и смысловые оттенки.

 Появление культуры камней

Хотя в древности существовало всего лишь несколько разрозненных упоминаний о камнях, а описания их были далеко не детальными, страсть к коллекционированию прекрасных камней как прелюдия к зарождавшейся культуре камней появилась во время эпохи, предшествовавшей династии Цинь.

Самые ранние записи о красивых камнях в Китае появились в древней книге, озаглавленной «Классики о горах и реках». В пятой главе книги было несколько десятков описаний, которые касались камней. В другой классической книге, «Биография императора Му», тоже были найдены упоминания о красивых камнях. Там написано: «Три дня король бродил в горах Вэньшань и собрал целую коллекцию цветных камней». Эти прекрасные камни король Чжоуму использовал при знаменательных событиях, награждая ими официальных лиц.

Еще одна книга, написанная позже книги «Классики о горах и реках», называется «Книга Истории, Ю Гун» – ее считают самым разработанным научным трудом по географии в эпоху, предшествовавшую династии Цинь. В ней говорится, что в городе Цинчжоу имелись «странные камни», а в городе Сючжоу – «музыкальные камни». И те, и другие камни высоко ценились за их невероятную текстуру, звук и цвет; их использовали в качестве подношений чиновникам и награждения государственных служащих.

Во время правления династий Цинь и Хань диковинные чудо-камни в основном находились в императорских садах и благородных домах. Как описывается во многих классических книгах и стихах эпохи правления династий Цинь и Хань, в императорских садах было много живописных мест, украшенных чудесными камнями. Например, дворец Эфан, построенный первым императором династии Цинь (Циньшихуан), дворец Вэйян и Сады Шанлинь были такими местами. В «Саду Лян», частном саду Генерала Лян Цзи времен правления династии Восточная Хань, было множество великолепных диковинных камней. В тот период благодаря украшению садовых зданий культура благородных камней переживала стремительное развитие. Камни использовались для создания живописных эффектов и для выражения чувств.

Направления культуры диковинных камней в эпоху правления династий Суй и Тан

Во время правления династий Вэй, Цзинь, Суй и Тан камни перестали использоваться исключительно для украшения садов и создания искусственных скал в частных владениях; постепенно они становились самостоятельным предметом ценности. Появилась культура коллекционирования камней. В те дни публика, знающая толк в камнях, в основном состояла из чиновников с художественным вкусом и литераторов. Они помещали «маленькие и изысканные» камни на рабочий стол, наслаждались и восхищались ими, а заодно писали стихи и поэмы, восхваляющие это чудо природы. Понимание и оценка природных камней стали сильно окрашены человеческим восприятием, и в результате в Китае наступила новая эра культуры диковинных камней. Некоторые знаменитые поэты династии Тан – Ван Вэй, Ду Фу, Лю Юси и Бо Цзюйи – были любителями и ценителями чудо-камней. Они написали множество стихотворений, прославляющих эти прекрасные предметы. Один из знаменитых поэтов, Бо Цзюйи, много лет прослуживший государственным чиновником в Ханчжоу, после завершения срока службы покинул город, взяв с собой лишь несколько чудесных камней. Он упоминал об этом в одном из своих стихотворений: «В течение трех лет, будучи правителем Ханчжоу, я вел простую и скромную жизнь. К счастью, у меня были два чудо-камня из гор Тяньчжушань. Для меня они гораздо более ценны, нежели деньги. Я надеюсь, это не испортит мою репутацию честного чиновника». Кроме того, он также написал много поэм и эссе, восхваляющих камни. Его статья «Записки о камнях озера Тай» была одной из работ, отражающих культуру диковинных камней во времена династии Тан.
 
Тао Юаньмин и Трезвый Камень

Во время правления династий Вэй, Цзинь, Южного и Северного периодов, диковинные камни сами по себе стали в Китае предметом восхищения. Тао Юаньмин, великий поэт династии Восточная Цзинь, был любителем камней и оставил несколько интересных историй на эту тему. Говорили, что среди кустов хризантем за его домом есть большой плоский камень. Когда Тао Юаньмин был пьян, он сидел на нем, чтобы пережить поэтическое вдохновение, а затем писал строки стихов, заставляющих читателя размышлять. Тао всерьез думал, что камень способен его пробудить и вызвать поэтическое настроение, поэтому он назвал его «Трезвым Камнем». Такие интимные отношения между Тао и его "Трезвым камнем" вызвали огромный интерес со стороны молодых литераторов. Линь Юлинь, живший во времена династии Мин, написал книгу, озаглавленную «Карта камней в простых садах»: она является первой картой камней в Китае, содержащей как тексты, так и иллюстрации. Именно в этой книге был ярко описан Трезвый Камень. Поэтому Тао Юаньмин превозносился более поздними поколениями как отец-основатель культуры почитания камней.


Культура увлечения камнями во времена правления династий Сун и Юань

Культура почитания диковинных камней переживала бурный расцвет во времена правления династий Сун и Юань. Среди представителей высшего класса сформировалось мощное направление по коллекционированию камней. Благодаря пропагандистским усилиям, предпринятых многими учеными и литераторами, культура увлечения камнями была провозглашена в обществах художников и каллиграфов как разновидность искусства.

Су Ши, знаменитый писатель времен династии Северная Сун, также был легендарным знатоком чудесных камней. Ему особенно нравился мелантерит (самородный железный купорос) и другие редкие камни. Он имел в коллекции множество ценных камней, включая камень озера Цючи, благовонный камень и камень Снежная Волна. Он назвал свой кабинет в городе Динчжоу, где служил губернатором, «Зал Снежной Волны». В некоторых трудах можно прочесть следующее: «Художники пытаются запечатлеть момент движения снежной волны с таким мастерством, какое возможно лишь на небесах… Это не сон. Я могу рисовать в своем воображении и наслаждаться горами и реками, созерцая камни». Продолжительный опыт увлечения камнями позволил Су Ши оформить его взгляды на камни в теориях по каллиграфии и живописи.

Художник времен династии Северная Сун по имени Ми Фу высоко ценил картины с изображениями деревьев и камней, выполненные его современником Су Ши. Он с восхищением говорил, что «на картинах Су Ши у засохших деревьев бесконечные ветви. Камни полны морщин, они жесткие, гротескные, к их тайнам нет ключа, так же как нет ключа к разочарованиям самого художника». Однако Ми Фу и сам был знаменитейшим художником времен династии Сун, собиравшим камни и восхищавшимся ими. Его любовь к камням была столь сильна, что в конце концов он стал одержим ими. Доходило даже до обожествления камней. Отсюда и его прозвище – «Сумасшедший Ми». Поэт династии Юань сделал следующую стихотворную надпись на картине «Ми Наньгун, боготворящий камни»: «Ми одинаково любит мелантерит и диковинные камни. У него навязчивая страсть к коллекционированию ценных камней. Картина изображает Ми Фу, отвешивающего поклон камню, таким образом подтверждая его заслуженную репутацию человека, «повернутого на камнях». Очевидно, можно видеть, что Ми Фу действительно черпал воображение из своего увлечения камнями, создавая прекрасные образцы каллиграфии и живописи. И наоборот, его теории по каллиграфии и живописи целиком применимы и к оценке камней. Впервые установленный Ми Фу принцип оценки диковинных камней, заключенный в четыре слова – «грациозный, складчатый, пустой и прозрачный» – по сей день используется знатоками камней как ведущий принцип.

Император Хойцзун времен династии Северная Сун (Чжао Цзи) был одним из нескольких императоров в истории Китая, у которого были художественные наклонности. Его страстная любовь к горным камням воспитала в нем уникальный вкус и чутье в оценке камней. Чтобы построить сад Гэньюэ, он приказал доставить на место строительства прекрасные камни, цветы и деревья из Южного Китая, для чего потребовались сотни кораблей. Это было скандально знаменитое «Событие Хуашиган», которое разожгло крестьянское восстание под предводительством Фан Ла. Хао Цзин, поэт времен династии Юань, сокрушался в одном из своих стихотворений: «Было множество причин, чтобы привести к гибели государства в Центральном Китае. Поразительно, что смерть династии Сун была вызвана камнем». Из-за навязчивой любви к камням император игнорировал свои обязанности главы государства. Чжао Цзи в конце концов был свержен. С падением столицы, города Дунцзин, территория Сун была оккупирована армией Цзинь с севера. Камни, собранные императором Чжао Цзи для его Сада Гэньюэ, исчезли, и сегодня их едва ли можно увидеть. Благодаря художникам того времени, зарисовавшим форму этих чудесных камней, мы сейчас можем взглянуть на великолепие Сада Гэньюэ.
 
Навязчивая любовь Ми Фу к камням

Ми Фу, знаменитый каллиграф и художник эпохи династии Северная Сун, был влюблен в чудесные камни. Однажды его назначили на работу в новом городе, где он обнаружил уникальный диковинный камень в одном из государственных помещений. Он был так счастлив, что приказал обслуживающему персоналу принести его официальный костюм и тонкую доску для рисования, чтобы отдать дань уважения чудо-камню. В другой день, находясь в официальной поездке, он в дороге увидел красивый камень и испытал глубокое волнение. Он остановился и приказал, чтобы рядом с камнем построили простой навес. Затем он три дня ходил вокруг камня и с наслаждением рассматривал его. Позже люди построили на этом месте «Павильон Поклонения Камню», а также мост, ведущий от павильона к камню. Когда Ми Фу был назначен на работу в провинции Цзянсу, он часто ездил в соседний округ Линби, расположенный в провинции Аньхой: там находились богатые источники прекрасных камней. В Линби он занимался поисками чудо-камней. Возвращаясь домой, он запирался у себя в комнате и с великим удовольствием изучал камни. Это неблагоприятно сказывалось на его работе. Однажды его начальник Ян Цзе приехал в город с инспекцией. Он сказал: «Правительство назначило тебя управляющим округа. Как ты можешь игнорировать свои обязанности и посвящать все время каким-то камням?» Ми Фу вынул из рукава прекрасный камень и сказал: «Как можно прекратить наслаждаться таким прекрасным произведением искусства!?» Ян Цзе ничего не ответил. Ми Фу вынул камень, привезенный из Линби: он был более изысканный и более элегантный, чем предыдущий. После того, как Ми Фу показал несколько камней, Ян Цзе больше не мог молчать. Он сказал: «Ты не единственный, кому нравятся камни. Я их тоже полюбил». Сказав это, он схватил камень из Линби, протянутый ему художником, и ушел в состоянии полного счастья – о цели же своего визита он благополучно забыл.

Теории оценки камней во времена правления Династий Мин и Цин

Эпоха правления династий Мин и Цин в Китае стала свидетелем расцвета культуры увлечения камнями. Было опубликовано множество монографий о камнях, и несколько десятков таких книг, содержавших Карту Камней, Каталог Камней и Восхваления Камней, дошли до наших дней. Некоторые книги описывали места, где обрабатывались камни, и их характеристики. Другие записывали опыты по раскладыванию и хранению эстетически привлекательных камней. Некоторые авторы включали сборники стихотворений и истории о коллекционировании камней и их оценке. Кое-кто даже описывал трудности, которые случались в процессе поиска камней, и радость после того, как камень становился их собственностью. Многие книги были обогащены иллюстрациями, стихами известных поэтов, интересными анекдотами и линейными таблицами камней – все это делало зрительный эффект от книги очень впечатляющим. Среди подобных книг самыми известными были следующие: книга «Разбивка садов», написанная Цзи Чэном, и книга «Карта камней в простых садах», написанная Линь Юлинем, жившим во времена династии Мин. Цзи Чэн был знаменитым садовым архитектором того времени. Его книга «Разбивка садов» была первым трудом, где излагалась теория и практика создания сада. Книга уделяла особое внимание уникальной роли чудо-камней при строительстве традиционного китайского сада, а также подчеркивала важность выбора формы камня. В период Вань Ли эпохи правления династии Мин (1573-1620 гг.) Линь Юлинь составил книгу «Карта камней в простых садах». Это серия из четырех томов, содержащих множество иллюстраций. В книге дается тщательный обзор и выводы по теории коллекционирования камней и практике их использования во времена династии Мин. В книге также вводится концепция «камня как средства медитации», поднимающая увлечение камнями на философский уровень. Эта концепция знаменовала огромный шаг в развитии традиционной теории увлечения камнями в Китае.

Чжэн Баньцяо, знаменитый художник времен правления династии Цин, внес улучшения в теорию увлечения камнями, существовавшую в то время. Он заявил, что хотя критерий Ми Фу в оценке камней – «грациозный, складчатый, пустой и прозрачный» – полностью объяснял «красоту камней», но все же Ми Фу не осознавал, что «в уродливых камнях тоже может скрываться величайшая красота». Он настаивал, что некрасивые, но величественные камни, уродливые, но утонченные тоже должны быть оценены по достоинству. Чрезвычайно отвратительный по виду камень в то же время может быть и несказанно красивым. Это объясняет суть взглядов Чжэн Банцяо на уродливые камни. 

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования