header left
header left mirrored

ТАНШАНЬ — ГОРОД-ФЕНИКС

ТАНШАНЬ — ВОЗРОЖДЕННЫЙ ГОРОД-ФЕНИКС
ЯН СЮЕЦИ


Феникс – прекрасная мифическая птица из древних легенд, символ счастья.
Говорят, что каждые 500 лет феникс забирает с собой все страдания и ненависть людей, бросается в огонь, чтобы своей жизнью и красотой оплатить благополучие и счастье на Земле. А затем возрождается.
В центре г. Таншаня возвышается зеленая гора. По преданию, в древности феникс останавливался на вершине горы, поэтому она получила название «Феникс». Современный Таншань часто называют городом-фениксом, но не только из-за легенды.
Таншань был одной из крупнейших баз современной промышленности Китая, славился производством фарфоровых изделий и добычей угля, но внезапное разрушительное землетрясение, произошедшее 30 лет тому назад, мгновенно превратило город в руины. Благодаря усилиям самих таншаньцев и поддержке всей страны Таншань возродился, как погибший феникс. Сегодняшний Таншань разросся как территориально, так и по численности. В нем не только полностью восстановлена отрасль по производству фарфоровых изделий и угледобывающая промышленность, но и создано крупнейшее в Азии производство по добыче морской соли. Промышленный район Цаофэйдянь стал государственной показательной зоной циркуляционной экономики – экономики, основанной на принципе комплексного использования природных ресурсов. Здесь строится самое современное в Китае металлургическое предприятие. Таншань, являющийся центром современной индустрии с крупным морским портом, развитой электроэнергетической, химической и металлургической отраслями, станет новым двигателем развития экономического района Бохайского залива на севере Китая.
О возрождении легендарного феникса мы знаем лишь по древним преданиям, а историю возрождения города-феникса мы наблюдаем своими глазами.
СТРАШНОЕ СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ
В 3:42:53 28 июля 1976 года неожиданное землетрясение силой 7,8 балла по шкале Рихтера превратило в развалины Таншань,промышленный город на морском побережье Китая со столетней историей. Мгновенно оборвалась жизнь 242 тыс. человек, 164 тыс. человек получили тяжелые ранения и стали инвалидами, полностью исчезли 7200 семей, 4202 ребенка осиротели.
В книге «Мгновение и десятилетие» записано: «В районе к северу от главнойулицы остался неповрежденным только построенный на вершине горы Феникс павильон, откуда можно было видеть с высоты птичьего полета одни руины. В новом городском районе все здания, за исключением отдельных домов, разрушились. В районе к югу от главной улицы все помещения превратились в развалины, выделялись лишь одинокие деревья». Увидев фотоснимки, снятые со спутника, зарубежные СМИ печально сообщили: «Таншань стерт с лица земли».
Но сами таншаньцы не были пессимистами. Рассказывая о своей истории, директор Института строительных работ Университета естественных и технических наук провинции Хэбэй Су Юпо спокойным тоном сказал: «В день землетрясения я лично похоронил 11 погибших». По его мнению, перед стихийным бедствием людям ничего не осталось, кроме как бороться с ним. Тогда Су Юпо был рабочим шахты «Мацзягоу» Кайлуаньского угольного бассейна. Выбравшись из-под развалин, он увидел, что все дома вокруг обрушились. В тот миг он почувствовал себя счастливым, потому что еще был жив.
На взгляд Су Юпо, таншаньцы – народ особый, наделенный способностью устоять перед ударами бедствий. Его довод таков: Таншань был базой угольной промышленности. А шахтер – очень опасная профессия. Живя в постоянных испытаниях тяжелой работой и различными производственными происшествиями, жители города стали психологически более стойкими в отношении к смерти. На шахтах часто случаются аварийные ситуации, и шахтеры приучены помогать друг другу в критические минуты. Такие качества таншаньцы демонстрировали и в поисково-спасательных работах после землетрясения. Общеизвестно, что эти работы очень опасны, ведь всегда велика вероятность повторных подземных толчков, но оставшиеся в живых люди добровольно участвовали в этих работах. Автор книги «Мгновение и десятилетие» Ван Цзыпин при сборе материалов каждому спасенному задавал такой вопрос «Что Вы делали в первую очередь, когда Вас освободили из-под руин». 73,7% опрошенных отметили: «Спасал других». Статистические данные показали, что 480 тыс. человек, оказавшиеся под обвалами в результате землетрясения, спаслись собственными силами или с помощью других жителей пострадавшего города.
И еще удивительный пример жизнестойкости таншаньцев. После стихийного бедствия в городе остались множество вдов и вдовцов, из которых впоследствии образовались новые семьи с детьми от погибших родителей. Многих осиротевших детей государство отправило в больницы других районов на лечение, и они были окружены теплотой и заботой. Среди них был и Чжан Сяодун, который тогда лечился в Первой народной больнице г. Лояна (пров. Хэнань). Молодая медсестра Ма Суюнь терпеливо ухаживала за ним, не зная усталости. В апреле 2006 году уже выросший Чжан Сяодун на велосипеде приехал из Таншаня в Лоян, преодолев 1340 км, чтобы поблагодарить свою благодетельницу. Когда Чжан Сяодун и Ма Суюнь встретились после 30-летней разлуки, они крепко обнялись как родные брат и сестра.
После сильнейшего землетрясения в Таншане более 100 тыс. офицеров и бойцов НОАК и 30 тыс. медработников приехали сюда из различных районов страны. Благодаря усилиям военных и врачей в пострадавшем городе не было зарегистрировано общественных беспорядков и вспышек серьезных эпидемий. Уцелевшие таншаньцы похоронили родных и начали новую жизнь: спустя 7 дней после трагедии они произвели первую партию велосипедов, через 10 дней выдали на-гора первый вагон угля, а спустя 20 дней – изготовили первый локомотив... Таншань был жив!
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА
58-летний Сюй Гонью любит, куря цигарку, греться на солнце у подъезда, где он живет. 22 года назад он потерял зрение и в том же году переехал в этот дом. До переселения он прожил 8 лет во временном бараке. Таншань в его памяти – это сплошная стройка: «Тогда в западной части города шло строительство, еще дальше, к западу, была пашня».
Сюй Гонью ныне живет в микрорайоне Чжаочжуан, который является одним из трех первых микрорайонов, построенных после землетрясения, он расположен к югу от протянувшегося западного участка главного проспекта города Синьхуадао. «А до этого здесь была пашня», – вспоминает Сюй. Дом, где живет Сюй Гонью, относится к домам монолитной конструкции с панельными внешними стенами. Такие здания строятся быстро и могут устоять при землетрясении силой до 8 баллов по шкале Рихтера.
В августе 1976 года Штаб борьбы с землетрясением в Таншане создал группу по планированию восстановления города. 14 мая 1977 года Госсовет утвердил Генеральный план строительства Таншаня, в разработке которого приняли участие свыше 3000 специалистов и техников из различных районов Китая. Этот план был пересмотрен в 1982 и 1984 годах. «После утверждения проекта плана во второй половине 1979 года начались крупномасштабные работы по восстановлению Таншаня», – сообщил начальник канцелярии Управления строительства провинции Хэбэй Чэн Цайши.
По его словам, тогда на территории городских районов были одни развалины и времянки. Поэтому первые дома пришлось строить в пригороде. Лишь после того, когда люди переселились из временных помещений в новые микрорайоны, строители приступили к восстановительным работам в самом городе.
Они одновременно расчищали территорию города от развалин, сносили бараки и строили новые дома. Как сообщил бывший начальник Управления по планированию строительства Таншаня Чжао Чжэньчжун, первоначальный восстановительный план был рассчитан на 5 лет, но в этот срок не уложились из-за проблем в проектировании и финансовом обеспечении. Фактически на осуществление плана ушло десять лет вместо предполагаемых пяти и 5 млрд. юаней вместо запланированных 2,5 млрд. Юаней.
По записям в «Географическом описании г. Таншаня», в самом разгаре восстановительных работ максимальное число строителей, направленных из различных районов страны в Таншань, превысило 110 тыс. человек. По неполным данным, тогда были задействованы более 200 башенных кранов и свыше 2500 грузовиков.
Редактор газеты «Таншань лаодун жибао» («Труд в Таншане») Пань Ши сопровождал коллег из Пекина в поездке по Таншаню в 1986 году, когда город в основном был восстановлен. Пекинцев удивил новый облик Таншаня. Узкие улички и трущобы были заменены широкими проспектами и высокими зданиями. Новые жилые кварталы обеспечены газом и центральным отоплением. Из ежедневного быта жителей нового Таншаня исчез уголь, который долгие годы служил топливом.
В 1990 году Таншань первым из китайских городов был удостоен приза ООН в области человеческого жилья.
В 2003 году Таншань получил название «Садовый город государственного уровня» Китая.
В 2004 году Таншань получил Дубайскую международную награду ООН «Лучший пример в улучшении жилищных условий».
В 2005 году Таншань третий раз был удостоен звания «Город, отличившийся в создании цивилизованного и экологического населенного пункта Китая».
ПОЛЕТ ФЕНИКСА
Центр Таншаня разделен главным проспектом Синьхуадао на две части – южную и северную. Сегодня развитие северной части приобретает наибольший динамизм. Именно здесь построили первые здания высотой свыше 10 этажей и применили сейсмостойкие конструкции новых типов. По дорогам едут иномарки «БМВ» и «Мерседесы». По статистике, каждый пятый житель Таншаня имеет собственную машину. По этому показателю Таншань уступает лишь Пекину.
Город растет и к югу, к побережью Бохайского залива. «У нашего города 195-километровая береговая линия. Использование морских ресурсов предусмотрено в новом плане городского строительства», – сказал заместитель начальника Управления по планированию строительства Таншаня Ван Сюйчунь. Стали развиваться южная зона освоения и промышленная зона Цаофэйдянь, построен порт.
По словам Ван Сюйчуня, Таншань долгое время сосредотачивал силы на инфраструктурном строительстве и нарастил большие возможности для экономического взлета.
18 февраля 2005 года Государственный комитет по делам развития и реформ Китая утвердил план перенесения металлургического комбината «Шоуду» из Пекина в Таншань и поставил цель – построить в Цаофэйдяне металлургический комбинат мирового уровня на основе комбината «Шоуду» и металлургических предприятий Таншаня по принципу циркуляционной экономики. В октябре того же года был введен в эксплуатацию порт Цаофэйдянь. Сейчас ведется строительство глубоководной пристани, максимальная глубина которой достигнет 36 м и которая будет способна принимать грузовые суда водоизмещением свыше 250 тыс. тонн. В западной части порта будет сооружено 70 с лишним глубоководных причалов. По словам специалистов, порт Цаофэйдянь станет китайским Роттердамом.
Согласно плану, к 2030 году годовая пропускная способность порта Цаофэйдянь достигнет 500 млн. тонн. Вблизи порта будут построены помимо металлургического комбината крупные нефтехимические и электроэнергетические предприятия.
30 лет спустя Таншань вышел в первые ряды крупных и средних городов Китая по совершенствованию системы коммунального хозяйства, чистоте окружающей среды, среднедушевой площади жилья, коэффициенту охвата населения системой центрального отопления и уровню централизованной утилизации сточных вод.
Но Ван Сюйчуня более всего воодушевляет перспектива Таншаня, где упор будет сделан на развитие экономики, связанной с морскими ресурсами. В 2005 году Таншань, опередив Шицзячжуан, административный центр провинции Хэбэй, занял первое место в провинции по ВВП. Уже в 2003 году Таншань поставил себе цель стать экономическим центром провинциального уровня. Совсем недавно правительство Таншаня представило в Госсовет новый план развития города. Для возрожденного после землетрясения города все цели осуществимы. Таншань будет развиваться и дальше!

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования