header left
header left mirrored

Архитектура Китая

Материал подготовлен Проектом "АБИРУС" по китайским источникам. Будем признательны за Ваше мнение и оценку, дополнения и замечания. Раздел будет пополняться по мере готовности новых материалов.

 Традиционная архитектура Китая

 

В китайском языке дворец обозначается иероглифом «», который используется и для ряда других понятий. В ранних китайских письменах он означал всего лишь обычный дом. Но после основании династии Цинь (221-206 вв. до н.э.) он постепенно стал использоваться лишь для названия построек, где жил и работал император. Примерноо с этого же периода китайские дворцы стали увеличиваться в размерах. Согласно официальным данным, размеры дворца «Эфангун», принадлежащего первому циньскому императору, составляли 2.5 км с востока на запад и 1000 шагов с севера на юг. Дворец «Вэйянгун» династии Восточная Хань (206 г. До н.э. – 25 г.н.э.) состоял из 43 залов и террас, а протяженность периметра составляла 11 км. Запретный город в Пекине можно увидеть и сейчас. Здесь располагался императорский дворец династий Мин и Цин. Этот дворец занимает площадь в 720 000 кв м и включает 9900 различных построек (залы, башни, павильоны). Это один из величайших дворцов в мире, сохранившихся до наших дней. Таким образом, «гун» вырос в настоящий город, поэтому его иногда так и называют «гунчэн» (дворец-город).

       Не только дворец, но и другие императорские резиденции обозначаются словом «гун». Например, парк «Ихэюань» называли Летним Дворцом, а горный курорт в Чэндэ и термальные источники Хуацинчи, что недалеко от Сианя, обозначали словом «сингун» (дворцы, используемые во время поездок). Так же существует еще один вид дворцов, так называемый «чжайгун». Здесь император подготовливался к проведению церемонии жертвоприношения. Пример такого дворца служит Храм Неба в Пекине.

       Внутри большого «гуна» могут располагаться отдельные здания , которые также будут называться «гун». Цинские императоры когда-то жили в Цяньцингуне (дворец небесной чистоты), что в Запретном городе, а покои императрицы располагались в «Куньнингуне» (дворец Женского спокойствия). Наложницы императора различных рангов занимали 6 дворцов с другой стороны от центральной оси Запретного города. Когда император или его супруга умерали, их хоронили в «дигуне» (Подземном дворце).

       Иероглиф «гун» также используют для обозначения крупных религиозных сооружений. Дворец Потала в Лхасе по-китайски также называется «гун». А ламаисткий храм в Пекин носит имя «Юнхэгун». Кроме того, даосские храмы обычно называют «Саньцингун» (дворец тройной чистоты).

       В течение нескольких тысяч лет слово «гун» использовалось исключительно для названия императорских и религиозных сооружений. Но время идет, жизнь изменяется. В 20 веке ряд дворцов был открыт для публичного посещения. И более того, некоторые здания были переименованы в дворцы. Например, Таймяо (Храм предков императора) в Пекине был переименован в «Дворец культуры трудящихся». А на западе ули часто располагается вдоль ценцы Чанъаньцзе появился дворец культуры малых народностей. Так по всей стране было построено немало подобнх дворцов для проведения различных культурных, научных и развлекательных мероприятий.

 

Залы (殿 dian)

       Dian – это самое большое отдельно стоящее здание в китайском стиле. Его также часто именуют «дадянь» (Большой зал) или «чжэндянь» (Центральный зал), так как он обычно располагается вдоль центральной оси архитектурного комплекса.

       В связи со строгой системой рангов в феодальном Китае существовали определенные правила строительства дворцовых залов. «Дадянь» - это самыйй большой зал во дворце, который символизировал верховную власть императора.

       Три самых знаменитых «дянь» в Китае – «Тайхэдянь» (Зал Великой Гармонии) в Запретном городе, «Дачэндянь» (Главный зал конфуцианского храма в Цюйфу) и «Тянькуандянь» (Зал небесного Дара) в храме Даймяо, что у подножья горы Тайшань. Из них крупнейшим и самым роскошным является Зал Великой Гармонии. Он составляет 28 м в высоту. Двухкарнизная 4-скатная крыша зала покрыта желтой черепицей. С двух сторон от главного конька крыши отходят два угловых, которые слегка вздернуты вверх в нижней части. Коньки украшены изображениями сказочных животных «вэньшоу». Что придает ему особое великолепие.

Тайхэдянь Дачэндянь Тянькуандянь

 

       В центре богато украшенного зала находится позолоченный трон императора. Он украшен выгравированными драконами. Трон установлен на возвышенении в окружении 6 огромных колонн, которые обвивают позолоченные драконы. Потолок «кессон» украшен барельефами с драконами, играющими с жемчужинами. А с самого центра свешивается огромный зеркальный шар.

       «Тайхэдянь» - это главный зал дворца. Когда-то, во времена правления императоров, здесь проводились роскошные церемонии и оглашались важные указы. Этот дворец представляет собой ярчайший пример традиционной китайской архитектуры.

       Другие залы, обозначаемые иероглифом «дянь», предназначались в основном для проведения жертвоприношений императором. Так в ранее упомянутом зале «Тянькуандянь» император приносил жертву божеству горы Тайшань. А в зале «Циняньдянь», что в Храме Неба, знаменитом своей уникальной конструкцией, император молился о богатом урожае. Он также известен как «зал Молитвы». Чтобы принести жертвы предкам, император отправлялся в главный зал в Таймяо, храм императорской семьи, расположенный к востоку от ворот Тяньаньмынь.

       Вышеизложнные примеры достаточны, чтобы показать, что иероглиф «дянь» указывает на определенный вид помещений, связанных с верховным правителем.

 

Декоративная колонна (华表 huabiao)

       Широко известным элементом китайской архитектуры является «хуабяо» (мраморная колонна с барельефом). Ее часто можно встретить во дворцах, императорских садах и гробницах. Также такие колонны устанавливали на перекрестках для указания направления.

       Пара таких колонн находится перед и после Ворот небесного Спокойствия в Пекине. Каждую колонну обвивает божественный дракон, а на вершине выгравировано животной «кун». В китайской мифологии это существо, рождненное от дракона, считается отличным стражником. Его обычно называют «каменным львом». У каждого из четырех «кун» у ворот тяньаньмынь есть свое имя. Пара, обращенная к югу, называется «ванцзюньгуй» (ожидающие возвращения императора). В их обязанность входит охрана императора во время поездок. А если он на слишком долгий срок покинул дворец, они должны напомнить ему, что уже пора возвращаться домой. Пара за воротами, обращенная к северу, зовется «ванцзюньчу» (ожидающие выход императора). Они следят за императора во дворце. Если он наслаждается жизнью и небрежно относиться к государственным делам, каменные львы напомнят ему об его обязанностях и пора уже проверить, как живет простой народ.

       Такие распрострастраненные объяснения связаны с наивными представлениями народа о том, что император трудиться во имя их благополучия.

       История «хуабяо» насчитывает несколько тысяч лет. Первые колонны появились во времена правления легендарных императоров-мудрецов Яо и Шунь. Говорят, что императоры устанавливали деревянные столбы на рынках для того, чтобы поданные могли выразить свои жалобы и пожелания к правителям. На месте деревянных столбов при династии Хань (206 г. до н.э.-220 г.н.э.) появилилась каменные колонны. Но со временем они стали больше выполнять декоративныю функцию и, в конце концов, заняли место перед дворцовыми воротами.

       Многие, наверное, заметили, что перед или за воротами в традиционном китайском доме находится стена. Которая скрывает жилые помещения от посторонних глаз. В китайском языке ее называют «инби» или «чжаоби». Она может быть сделана из различных материалов – кирпича, дерева, камня или черепицы.

       «Инби» существовали уже при династии Западная Чжоу (11 в.-771 г. До н.э.). недавно археологами перед могилой этой эпохи в провинции Шэньси была обнаружена предположительно именно стена-экрана. Ее длина 240 см и высота 20 см. Это самая древняя стена-экран, обнаруженная в Китае.

       В древности «инби» символилизировала ранг хозяина дома. Согласно системе ритуалов династии Западная Чжоу, только дворцы правителей, дома знати и храмы имели экраны. Кроме того, что стена не позволяла прохожим подглядывать за происходящим во дворе, она также служила и гостям, которые прежде чем встретиться с хозяином, могли спокойно привести себя в порядок за стеной. И только лишь спусти много-много лет такие стены появились перед частными домами (главным образом, в Северном Китае).

       Самые изысканные из древних отражающих стенок – это три «стены 9 драконов», построенные из цветной черепицы. Самая большая из них (45.5м х 8м х 2.02м) находится в городе Датуне, провинция Шаньси. Изначально она находилась перед роскошным домом 13-го сына Чжу Юаньчжана, первого минского императора. На ней изображены семью различными цветами 9 драконов, летящих в облаках. Самая роскошная из трех стенок когда-то находилась во дворце минских императоров, а сейчас расположена в северной части парка Бэйхай в Пекине. Она украшена мозаикой из цветной черепицы, на которой изображены 9 извивающихся драконов. Наблюдателный посетитель заметит и 635 маленьких драконов на крыше стенки. Третья стена-экран находится напротив ворот Хуанцзимэнь в Запретном городе. Она хорошо известна каждому туристу, побывавшему в Пекине. Все три стены были построены при правлении династии мин (1368-1644) и находились перед дворцами императорской семьи. Они являются неотъемлемой частью дворцового комплекса и придают особую атмосферу величия. Также во многих частях Китая можно встретить стенки с одним, тремя и пятью драконами.

       С каждой стороны дворцового двора в Запретном городе находится стена-экран. Сделаны ли они из дерева или черепицы, выгравированы ли из мрамора, отражающие стенки – настоящие шедевры архитектуры и символы удачи.

       На некоторых стенках, обнаруженных в восточных провинциях Китая, изображено странное животное «тань». Согласно местным верованиям, это животное было настолько жадное, что хотело даже съесть восходящее над морем солнце, но в итоге нашло свою смерть на дне морском. Так изображенияпомин на стенах напоминает о том, к чему может привести жадность.

       По соседству с Павильоном Пяти Драконов «Улунтин» в парке Бэйхай находится так называемая «железная стена-экран». Она была построена при династии Юань в 13-ом веке. На первый взгляд, действительно кажется, что она сделана из железа. Но на самом деле, это кусок вулканической породы. С одной стороны на ней изображены львы, играющие с шаром, а на другой – мифический единорог.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования