header left
header left mirrored

Ван дао – путь [совершенного] правителя, путь [истинного] царя

BAH ДАО (王道)(кит. «путь совершенного правителя», «путь истинного царя») – понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоминается в «Шу цзине»Входящий в бином ван дао иероглиф «ван» обозначает титул верховного правителя в древнем Китае (до кон. 3 в. до н.э.). Начертание иероглифа – три горизонтальные черты, соединенные вертикальной, – может интерпретироваться и как иероглиф «ту» («земля», «почва»), вверху ограниченный горизонтальной линией, и несет идею соединения Неба и Земли, т.е. высшего божественного и (или) природного начала и его противоположности, а также идею медиации между ними. В традиционной историографии закрепилось толкование ван дао как «правильного пути прежних ванов». Конфуцианская трактовка ван дао противостояла легистской (см. Легизм), выраженной в «Шан цзюнь шу», где «путь правителя» подразумевал «путь к господству в Поднебесной» с помощью мер, направленных на укрепление единоличной власти монарха и усиление т.о. государства. В «Мэн-цзы» (4–3 вв. до н.э.) «[совершенному] правителю»(вану) противопоставлен «деспот/гегемон» (ба) – так титуловался самый сильный из правителей древнекитайских царств в 8–5 вв. до н.э. Если ван «использует благую силу (дэ) и осуществляет гуманность (жэнь)», то ба «использует силу и пренебрегает гуманностью». В «Сюнь-цзы» ван и ба выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван «возвышает ли – благопристойность, почитает таланты», «утверждает долг/справедливость(и)», тем самым «овладевая людьми»; ба «делает упор на закон, любит народ» и «утверждает благонадежность», т.о. «овладевая [отношениями] между [людьми], увеличивая мощь [своей] земли и [полностью] овладевая [ею]». В легистском трактате «Хань Фэй-цзы» предложен единый «путь правителя – деспота/гегемона» (ван ба чжи дао), отвергающий конфуцианские принципы управления, основанные на культивировании морали: «просветленный государь использует [главным образом] силу», «[следует] не использовать благодать/добродетель, но использовать закон». В средневековой политической мысли понятие «ба дао» («путь деспота») употреблялось гл. о. как антоним ван дао, но само понятие ван дао включало интегрированные конфуцианством легистские идеи.


Литература:

1.  Мартынов А.С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции. – «Народы Азии и Африки», 1972, № 5;

2.  Лапина З.Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политической мысли средневековья (на материалах трактата Ли Гоу, 1039). – В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

А.Г.Юркевич


  Ссылки 

Байке Байду (кит)

Китайская  философия  (рус)

Выдержка из английской книги A conceptual History of Chinese – Isms  (англ)

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования