header left
header left mirrored

Дунь у – внезапное просветление

ДУНЬ У (кит. – внезапное просветление) – постулат китайского буддизма, утверждающий возможность достижения состояния Будды не поэтапным накоплением знаний, а мгновенным озарением. Противопоставляется цзянь у (постепенному просветлению). Впервые был сформулирован Даошэном. Исходя из концепции об имманентном наличии в каждом человеке качеств будды (фо син), Даошэн утверждал, что реализация этих качеств осуществляется внезапным просветлением – актом спонтанного осознания истинного Я (чжэнь во), т.е. собственной природы будды (фо син).

Дальнейшее развитие вопрос о дунь у получил в учении Хуэйнэна – шестого патриарха Чань школы. Основываясь на теории единого сознания (и синь), подразумевающего «недвойственность» (неконтрадикторность) «омраченных» и «просветленных» дхарм (тождественность сансары инирваны), Хуэйнэн считал, что просветления невозможно достичь путем простого «подавления» неведения, «омраченных» дхарм: достижение его возможно лишь при осознании недвойственной природы дхарм в результате прямого раскрытия природы сознания, т.е. внезапного просветления. Полемика между приверженцами идеи дунь у и сторонниками Постепенного Пути привела к расколу школы Чань на южную ветвь во главе с Хуэйнэном и северную во главе с Шэньсю.

Наивысшего развития доктрина внезапного просветления достигла при чаньском патриархе Линьцзи (ум. 866 или 867). Основываясь на концепции «истинного человека без места» (у вэй чжэнь жэнь), тождественного «истинному сознанию» (чжэнь ши) всех будд и патриархов, которое всегда пребывает в каждом человеке, Линьцзи считал, что для реализации этого «истинного сознания» необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутренние преграды на пути к «истинно-правильному просветлению», в т.ч. привязанность к таким понятиям, как «Будда», «нирвана» и т.п. Для этого использовались практики «вэнь да» («вопросов – ответов»), «гуньань» («коанов») и различные крайне жесткие методы психофизического воздействия.


Литература:

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. М., 1983;

2. Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1982;

3. Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избр. материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988;

4. Чань сюэ дачэн (Большое собрание чаньских текстов). Тайбэй, 1967;

5. Sudden and Gradual: Approaches to Enlightment in Chinese Thought, ed. by Peter N.Greogory. Honolulu, 1987.

M.А.Пивоварова


   Ссылки 

Философская энциклопедия (рус)

Синология (рус)

Байке Байду (кит) 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования