header left
header left mirrored

Лю Цзунъюань

ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ (Лю Цзыхоу, прозвище Лю Хэдун – «Лю из Хэдуна») [773, уезд Цзесянь округа Хэдун (современный Цзечжоучжэнь уезда Юньчэн провинции Шаньси) – 819] – китайский литератор и философ. Состоял на государственной службе по ведомству ритуалов. Входил в дворцовую реформаторскую группировку, после ее поражения сослан в провинцию. Основные сочинения – «Тянь дуй» («Обращение к Небу»), «Тянь шо» («Слово о Небе»), «Да Лю Юйси тянь лунь шу» («Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе»), «Фэй Го юй» («Против «Речей царств»»). Исходил из существования предвечной мировой субстанции – «изначальной пневмы» (юань ци). Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) – безграничный универсум, который никого не наказывает и не награждает, а природные начала не обладают волей («Тянь шо»).

Утверждал, что развитие общества следовало не «замыслам совершенномудрых», а человеческим потребностям, регулируемым силой власти. Взгляды Лю Цзунъюаня на исторический процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума: в глубокой древности для того, чтобы продукты и вещи «собирались для [распределения] на всех» и не было столкновений между людьми, появились «войска и добродетель (дэ)», т.е. аппарат насилия и моральные нормы. Активно поддерживая движение за «возрождение древности», рассматривал конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу учения, выдвинул тезис о «единении конфуцианства и буддизма».


Сочинения:

  1. Лю Цзунъюань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1979;
  2. Хань Юй, Лю Цзунъюань. Избранное, пер. И.Соколовой. М., 1979.

А.Г.Юркевич


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования