header left
header left mirrored

«Шу цзин»

«ШУ ЦЗИН» («Канон [исторических, документальных] писаний», «Книга истории», «Книга документов»; др. название «Шан шу» – «Книга преданий») – древнекитайский памятник, входящий в конфуцианский канонический свод «Тринадцатиканоние» («Ши сань цзин»)Включает тексты разных эпох – записи сказаний, историзованных мифов, исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поучений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами и т.п. Историзованный материал охватывает период примерно с 24 по 8 в. до н.э. Компоновка памятника продолжалась по крайней мере до начала новой эры, известны разные версии текста. Содержит сведения по идеологии, космологии, натурфилософии, географии и другим областям знания.

В «Шу цзине» нашли отражение представления и идеи, которые в 6–3 вв. до н.э. легли в основание учений древнекитайских философских школ и государственной идеологии: культ предков, концепции влияния Неба на судьбы людей и государственной власти (см. Тянь), взаимосвязи гармонии в обществе и природе (см. Хэ)Видимо, тексты подверглись коррекции в конфуцианском духе. Особое внимание комментаторы уделяли главе «Хун фань» («Великий план», «Великий закон», «Величественный образец»), вероятно интегрированной в текст в 4–2 вв. до н.э. В ней сформулированы принципы государственного управления и требования к правителю, критерии оценки человеческих качеств, представления о систематизации природных явлений, способы выявления их закономерностей. Принципы поддержания общественного порядка изложены по девятеричной схеме, символизирующей «небесное» начало как образец для устроения социума. В «Хун фане» установлена иерархия «восьми государственных дел», ставшая канонической для конфуцианства: продовольствие, товары (торговля), жертвоприношения, общественные работы, культовая практика и просвещение, юридическая сфера («суд и наказания»), «правила приема государственных гостей», военное дело. Главное условие «умиротворения» народа – «высшее совершенство» правителя, что выражается в наличии у него «пяти благ» (у фу): долголетие, богатство, «телесное здоровье и спокойствие духа», «любовь к целомудрию» и «спокойная кончина, завершающая жизнь». Достойное поведение правителя обусловливает регулярность природных процессов. Там же фиксируется корреляция «пяти начал» (у юань) – ранней версии «пяти элементов» (у син – «воды», «огня», «дерева», «металла» и «почвы») – с человеческими качествами и способностями, «основами времени», т.е. календарного счисления, счастливыми и несчастливыми предзнаменованиями.


Литература:

1.  Шан шу чжэн и («Книга преданий» с филологическими пояснениями). – В кн.: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), т. 3–4. Пекин – Шанхай, 1957;

2.  Древнекитайская философия, т. 1. M., 1972, с. 100–13 («Шу цзин» в пер. С.Кучеры, М.Крюкова);

3.  Karlgren В. The Book of Documents (The Shang Shu or Shu King). Stockh., 1950.

А.Г.Юркевич


   Ссылки

Википедия (рус) 

Синология (рус)  

Wikipedia (english)

Байке Байду (кит)

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования