header left
header left mirrored

Упражнения для здоровья и долголетия

Из книги "Боевые искусства мира"

Упражнения для здоровья и долголетия

Мир китайского ушу богат и разнообразен. Но если такие его направления, как шаолиньское, уданское и эмейское, достаточно широко известны в нашей стране, то о боевых искусствах мусульман мало кто знает.

Для начала - немного истории. Как известно, Китай - это многонациональная страна, на территории которой проживают 55 этнических меньшинств. Малые народы обитают, главным образом, на юге и западе страны. Среди них, особенно среди тех народов, которые исповедуют ислам, заметную роль играют хуэй, более известные на Западе и у нас не под этим самоназванием, а как дунгане. "Хуэй" буквально и переводится как "мусульмане". До начала ХХ века это слово использовалось для обозначения мусульман по всей стране. И действительно, формирование дунганской нации, завершившееся к ХIII веку, во многом связано с исламом, впервые появившемся в Китае в Х веке, в период династии Сун.

В основном, дунгане жили в западных районах Китая, хотя в любом большом городе существовала их община, члены которой были известны своим твердым и решительным характером, мужеством и обостренным чувством справедливости. Это связано с тем, что китайские мусульмане обычно являлись жертвами дискриминации, постоянно испытывали отношение к себе как к людям второго сорта. Неудивительно поэтому, что общины китайских мусульман часто принимали участие в народных восстаниях. Например, мусульманские военачальники Чан Юйчунь, Ху Дахай, Му Ин, Лань Юй, Фэн Шэн и Дин Дэсин были активными сподвижниками Чжу Юаньчжана, руководителями антимонгольского восстания в XIV веке, основателя династии Мин. А во время восстания Ли Цзычена, положившего конец этой династии, одним из лучших отрядов повстанцев был "мусульманский отряд" под командованием Ма Шоуина.

Вообще, мусульманские фамилии Ма, Чжа и Ша уже в те времена были известны как семейные кланы, обладающие эффективной техникой боевых искусств. Об одном таком мастере рассказывает, например, в короткой новелле писателя ХVII века Пу Сунлина "Искусство железной рубахи":

"Мусульманин Ша изучил искусство силача "Железной рубахи". Сложит пальцы, хватит - отрубает быку голову. А то воткнет в быка палец и пропорет ему брюхо.

Как-то во дворе знатного дома Чоу Пэнсая подвесили бревно и послали двух дюжих слуг качнуть его изо всех сил назад, а потом сразу отпустить. Ша обнажил живот и принял удар на себя. Раздалось - хряп! - бревно отскочило далеко.

А то еще, бывало, вытащить свою, так сказать, силу и положит на камень. Затем возьмет деревянный пест и изо всех сил колотит. Ни малейшего вреда. Ножа, однако, боится".

Из мусульманской среды вышли такие направления ушу, как "чжацюань" (книга об этой школе выпушена сейчас на русском языке под названием "Стиль эха"); "таньтуй" - весьма популярная техника ударов ногами на ближней дистанции; "18 мусульманских приемов боя руками", которые в период династии Мин считались квинтэссенцией боевого искусства; кайфынская школа боя копьем, основанная упомянутым выше генералом Чан Юйчунем, и ряд других.

В период правления маньчжурской династии Чин (1644-1911) дискриминация мусульман в Китае (особенно дунган) усилилась. Например, был издан указ, согласно которому подлежали суровому наказанию любые идущие рядом три мусульманина, имеющие при себе оружие. Если кто-то из мусульман совершал преступление, то в дополнение к обычному наказанию на его лице выжигали иероглифы, обозначавшие слова "хуэйский мятежник". Неудивительно, что восстания мусульман в цинскую эпоху продолжались. Наиболее известное среди них - под предводительством Ду Вэньсю, происшедшее в 1862 году и охватившее 12 провинций западного Китая.

Подготовка восстаний была тесно связана с деятельностью тайных обществ, в недрах которых постоянно совершенствовались боевые искусства. Благодаря этим обществам боевые искусства стали считаться своего рода священной традицией китайских мусульман, их драгоценным наследием, которое следовало беречь, невзирая на любые помехи и преследования.

Поэтому, когда в КНР начали создавать "государственное", спортивно ориентированное ушу, именно мусульманские общины сыграли роль хранителей исконных традиций боевых искусств Поднебесной империи. Так, председателем Общества традиционных боевых искусств Китая, занимающегося изучением и возрождением древних стилей ушу (многие из которых пострадали во время "культурной революции"), является Ма Сяньда, дунганец по национальности. Он - профессор Сианьского института физической культуры и главный редактор вышедшего в 1990 году "Большого словаря китайского ушу", самого полного издания на эту тему.

Ма Сяньда родом из округа Цансянь провинции Хэбэй, известного как обилием мастеров ушу, так и высоким процентом проживающих там хуэйцев. Выдающимися мастерами ушу были Ма Фэнту, отец Ма Сяньда, и его дядя Ма Инту, создатель нового стиля "тунбэйпигуацюань", победивший всех соперников на Первом всекитайском чемпионате ушу в 1929 году. В этом округе особенно популярны такие стили ушу: как "бацзиньцюань" (кулак восьми пределов) и "люхэцюань" (кулак шести соединений).

Но самым знаменитым и выдающимся мастером ушу был житель того же округа Ван Цзыпин (1881-1973). И дед его, и отец, зарабатывавшие на жизнь как наставники ушу, прославились среди земляков своей силой и мастерством. Но в те времена эта профессия не относилась к числу прибыльных, поэтому родичи не хотели, чтобы Ван Цзыпин пошел по их стопам. Однако мальчик проявил характер и начал изучать боевые искусства самостоятельно, когда ему не исполнилось еще семи лет.

У себя во дворе он вырыл глубокий ров для тренировки прыжков, а также установил пять столбов для тренировки "движений сливового цветка" (т.е. приемов, выполняемых во время перескакивания со столба на столб и требующих большой ловкости). Занимался он также подниманием и метанием тяжелых камней для обретения силы. Уже в 14 лет Ван мог прыгать вперед с места на три с половиной метра, а назад - на 2,8 метра. Что касается силы, то сохранилось много рассказов об этом. Вот один из них.

В столице провинции Шаньдунь, в городе Цзинань, возле чайного дома "Ивовый куст" работала водяная мельница. Однажды (было это в 1901 году) какой-то парень, глазевший на то, как вращается мельничный жернов под напором воды, заявил: "я его остановлю!". Посетители чайного дома и персонал покатились со смеху. Тогда юноша сделал несколько дыхательных упражнений, напряг мышцы, ухватился за жернов и ...тот со скрипом остановился. Все онемели. Затем из толпы зрителей вышел какой-то человек, подошел к Вану и спокойно ему сказал: "Беру тебя в ученики".

Так Ван Цзыпин, успевший к тому времени принять участие с восстании ихэтуаней и вынужденный потому бежать из родных мест, стал учеником известного мастера ушу, имама Ян Хунсю, специалиста по "чжацюань", победившего с помощью совей ловкости и яростной техники немало соперников. Под его руководством Ван Цзыпин занимался около года, начиная тренировки еще до рассвета и заканчивая их после полуночи...

Большую часть своей жизни Ван Цзыпин прожил в полуколониальном Китае, где "просвещенные" европейцы считали его соотечественников низшей расой, слабой как интеллектуально, так и физически. Слово "китаец" в европейском сознании того времени прочно ассоциировалось с маленьким тщедушным существом с длинной косой. Неудивительно, что Ван Цзыпину нередко приходилось защищать своими поступками национальную честь и достоинство.

Однажды немцы, работавшие на принадлежащей им Цзинаньской железной дороге, решили проверить силу Вана, а заодно и посмеяться над ним. Они установили перед зданием железнодорожной станции огромный мельничный жернов и предложили Вану поднять его. "И что тогда?" - с достоинством спросил он. - "Поднимешь - станет твоим, не поднимешь - уплатишь цену", - смеясь ответили немцы. Ван легко поднял жернов над головой и унес, оставив насмешников с носом.

После этого случая слухи о необыкновенном китайском атлете дошли до учителя физкультуры из американской миссионерской школы в Циндао, считавшегося большим силачом. Он вызвал Вана на поединок.

Но когда перед схваткой противники сошлись, чтобы пожать друг другу руки, американец резко схватил Вана за руку и попытался бросить его на землю. Неуловимым движением ноги Ван провел подсечку. Вцепившись в его руку янки рухнул всем телом.

На следующий день он явился к Вану домой вместе со своим другом, немецким боксером огромного роста и силы, и потребовал, чтобы Ван сразился с ним. Ван Цзыпин, вынужденный надеть боксерские перчатки, несколько раз без особого труда сбил немца с ног. Немецкий силач, пораженный искусством китайского бойца, предложил ему себя в ученики, пообещав платить 300 долларов в месяц, деньги по тем временам очень большие. Ван, однако, отказался.

В 1914 году в Китай приехала группа японских мастером дзюдо. После выступления команды ушу во главе с Ван Цзыпином один из гостей, чемпион Кодокана Сато, нагло заявил: "В этом китайском ушу нет ничего стоящего!". Это возмутило Вана: "Вы так считаете? Что ж, я вызываю вас на поединок - вы с копьем, а я с шестом". Не успел Ван победить японца, как на него скопом кинулись приятели побежденного, но и они потерпели поражение.

В 1921 году в Шанхай приехал знаменитый американский боксер, чемпион мира среди профессионалов Салливэн. Похваляясь своей мощью, он объявил в местных газетах, что любой, кто сумеет нанести ему хотя бы один удар, получит приз в 500 долларов, а если этот удар пошлет его в нокдаун, сумма приза будет удвоена. Посовещавшись, шанхайские мастера ушу решили, что на вызов американца ответит Ван Цзыпин. Контракт был подписан, и время матча назначено.

На следующий день Ван уже стоял на ринге и, беседуя с кем-то, ожидал выхода своего противника. Вдруг он ощутил какое-то движение у себя за спиной. Бдительный как всегда, он мгновенно увернулся, и коварный удар янки пришелся в пустоту. Второй его удар снова прошел мимо цели, и лишь тогда Ван ответил. Салливэн рухнул в глубокий нокаут. Бой закончился еще до того, как начался. А вечером Ван Цзыпин получил бумажку, в которой было написано, что контракт с ним на этот поединок расторгнут "за нарушение правил". Но с тех пор никто из заезжих знаменитостей меряться силами с китайским мастером больше не помышлял.

После образования в 1949 году Китайской Народной Республики заслуги Ван Цзыпина - великого мастера ушу и настоящего патриота - нашли достойную оценку. Жители Шанхая избрали его членом городского Совета. Он был назначен вице-президентом Национальной ассоциации ушу и членом Центрального комитета Всекитайской спортивной федерации. Было у него и много других почетных титулов и должностей.

В августе 1960 года премьер-министр КНР Чжоу Эньлай посетил Бирму. Его сопровождала группа мастеров ушу во главе с Ван Цзыпином. Несмотря на свои без малого восемьдесят лет, на показательном выступлении в Рангуне Ван продемонстрировал столь блестящее исполнение формы "меч черного дракона", что присутствующие были потрясены. Так он сделал еще один вклад в пропаганду китайского ушу.

Умер этот великий мастер в возрасте 92 лет, оставив после себя много прекрасных учеников, несколько документальных фильмов, запечатлевших его искусство, и две книги: "Двадцать упражнений боевого ушу" и "Упражнения из двадцати фигур для здоровья и долголетия".

20 упражнений для здоровья и долголетия

Изложенный здесь комплекс упражнений был составлен Ван Цзыпином в середине 50-х голов и с тех пор широко практикуется в КНР, особенно лицами пожилого возраста. И сам автор регулярно его повторял до глубокой старости.

Упражнения комплекса основаны на созданных сотни лет назад, но очень популярных в Китае по сей день системах, сочетающих самомассаж с дыхательными и гимнастическими упражнениями "даоинь" (путь мягкости), "уциньси" (игры пяти зверей), "ицзиньцзин" (канон преобразования мышц) и "бадуаньцзин" (восемь кусков парчи). Они весьма эффективны в борьбе с такими недугами, как боли в шее, в ногах и в пояснице, сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, и обладают к тому же общеукрепляющим действием. Предлагаем комплекс вашему вниманию. Но прежде внимательно прочтите наставления Ван Цзыпина:

  1. Если вы хотите, чтобы эти упражнения принесли вам реальную пользу, будьте упорны и постоянны в их выполнении. Как говорит китайская пословица, малые результаты - за сто дней, большие - за тысячу.
  2. Повторяйте каждую фигуру от 6 до 36 раз. Практикуйте их два раза в день, утром и вечером, на протяжении от 30 минут до одного часа. Число упражнений и количество повторений увеличивайте постепенно, сообразуясь со своим самочувствием. Избегайте переутомления и раздражения.
  3. Концентрируйте свое внимание на упражнениях, дышите ровно, используйте брюшной тип дыхания.
  4. Упражняйтесь там, где воздух свежий, но избегайте сильных сквозняков.
  5. В конце каждого цикла выполняйте несколько охлаждающих упражнений: вращение рук в запястьях, размахивание руками и похлопывание ими себя по рукам, груди, ягодицам и бедрам, массаж щек и головы от висков к макушке и от затылка к плечам. Затем совершите прогулку.

Фигура 1. Избавиться от затхлости и наполниться свежестью:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Ладони сложите на живот, правая внизу, левая сверху.
  2. Дышите глубоко и медленно, касаясь неба кончиком языка. Тело расслаблено, глаза естественно прикрыты. Голову держите прямо.

Фигура 2. Птенцы получают пищу:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно висят вдоль туловища.
  2. Поднимите руки перед грудью ладонями вниз, направив кончики пальцев друг к другу.
  3. Медленно опускайте руки вниз, как бы надавливая ладонями на что-то, пока руки почти не выпрямятся в локтях. Делайте вдох, поднимая руки и прилагая силу к плечам. Надавливая ладонями вниз и опуская руки, расслабляйте плечи и делайте выдох.

Фигура 3. Птица рух давит на свой зоб:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Сложите ладони на груди: правую вниз, левую сверху. Выполняйте ими круговые массирующие движения сначала по часовой стрелке, затем - против нее. Голову приподнимите, смотрите вверх.

Легко массируйте таким образом грудь, верхнюю часть живота, область пупка. За одно круговое движение ладоней выполняйте один дыхательный цикл. Корпус держите прямо.

Фигура 4. Растянуть тетиву лука в обе стороны:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Поднимите руки до уровня глаз ладонями наружу - от себя и локтями косо - вперед, пальцы рук слегка согнуты.
  2. Разводите руки в стороны по горизонтали до тех пор, пока ваши предплечья не примут вертикальное положение. Ладони при этом сожмите в свободный кулак. Грудь разверните настолько, насколько можете.
  3. Верните руки в положение 1, естественно втягивая выпяченную грудь. Вдыхайте, разводя руки в стороны, и выдыхайте, сводя их на уровне глаз.

Фигура 5. Князь поднимает треножник:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сжать руки в свободный кулак, медленно поднимая их до тех пор, пока кулаки не окажутся перед плечами.
  2. Раскрывая ладони, медленно поднять их вверх над головой. Взгляд следует за руками.
  3. Сжать руки в свободный кулак, опуская их в положение перед плечами. Концентрируйте часть силы в пальцах. Вдыхать, поднимая руки ладонями вверх, выдыхать, опуская их к плечам.

Фигура 6. Поднять руку, чтобы сорвать плод:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки свободно висят вдоль туловища.
  2. Поднять прямо вверх левую руку ладонью внутрь, развернуть ее наклонно вверх над головой и полностью выпрямить. Пятки слегка приподнять, взглядом следить за рукой. Одновременно с этим поднимите правую руку и положите ее за спину на поясницу ладонью назад.
  3. Переведите левую руку на талию за спину, а правую отодвиньте вправо по талии. Повторите движение 2, поменяв руки местами. Вдыхать, поднимая руки, выдыхать, опуская их.

Фигура 7. Исследовать морское дно:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Вытянуть шею и посмотреть вниз на расстояние около 2-х метров на пол сначала направо, затем - налево, совершая один дыхательный цикл во время каждого поворота туловища.

Фигура 8. Единорог взирает на луну:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Максимально, насколько возможно, поворачивайте голову, направо и налево, глядя вверх. Корпус не поворачивать. Подбородок держать слегка поднятым к себе. Совершать один дыхательный цикл во время каждого поворота головы.

Фигура 9. Листья лотоса колышутся на ветру.

  1. Встать прямо, ноги немного шире плеч. Потрите ладонь одной руки о тыльную сторону другой перед тем, как положить их на бедра большими пальцами вперед.
  2. Массируйте спину обеими руками вниз до ягодиц. Выполняйте вращательные движения бедрами по часовой стрелке и против нее, постепенно увеличивая окружность вращения и сохраняя прямое положение позвоночника.

Фигура 10. Толкать каменный столб:

  1. Встать прямо, расставив ноги чуть шире плеч. Руки свободно висят вдоль туловища.
  2. Сжать левую руку в кулак, переведя ее к левому бедру. Поверните корпус налево и выполните толчок вперед на уровне плеча правой рукой ладонью вперед. Голову повернуть и посмотреть назад.
  3. Повторите движение 2, поменять руки местами и повернув голову в другую сторону. Вдыхайте, выталкивая руку вперед, и выдыхайте, отводя ее обратно. Прикладывайте немного силы к запястью. Не двигайте ноги и не напрягайте руки. Со временем увеличивайте радиус разворота тела.

Фигура 11. Пронзить ладонью гору Хуашань:

  1. Встать прямо, ноги чуть шире плеч, руки свободно висят вдоль туловища.
  2. Поверните корпус налево и примите стойку выпада на левую ногу, согнутую в колене (правая выпрямлена, пятка на полу). В это же время выполните движение левой рукой вперед с ладонью, повернутой вниз, разверните ее круговым движением в сторону талии. Одновременно в этим правая рука выбрасывается вперед колющим, пронзающим движением ладонью налево. Взгляд следит за правой рукой. Повторите движение 2, поменяв руки и развернувшись на 180 градусов.

Фигура 12. Расчесать гриву белой лошади:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки скрещены перед животом.
  2. Нагнитесь вперед, глядя на руки.
  3. Выпрямитесь и поднимите скрещенные руки над головой, полностью растянув и выпрямив корпус. Разведите руки в стороны, глядя сначала на левую руку, а затем на правую.
  4. Вернитесь в исходное положение. Вдыхайте, поднимая руки, и выдыхайте, опуская их.

Фигура 13. Феникс расправляет крылья:

  1. Встать прямо, ноги чуть шире плеч, руки свободно висят вдоль туловища.
  2. Нагнитесь вперед, слегка согнув колени, медленно поднимая левую руку по дуге в сторону и несильно прижав правую ладонь к левому колену. Голову поверните, чтобы посмотреть на поднятую левую руку.
  3. Медленно поднимите правую руку, одновременно слегка нажимая левой рукой на правое колено, поверните голову кверху и посмотрите на правую руку. Вдыхайте, поворачивая голову кверху, и выдыхайте, поворачивая ее вперед.

Фигура 14. Плотник держит сверло:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки по бокам на уровне талии.
  2. Поверните корпус направо, опускаясь в полуприсед, левое колено прижато к правой икре. В это же время выполните толчок левым кулаком вперед на уровне плеча.
  3. Повторите движение, поменяв руки и повернувшись на 180 градусов.

Фигура 15. Черный дракон разворачивается вокруг:

  1. Встать прямо, ноги чуть шире плеч, руки свободно висят вдоль туловища.
  2. Разверните корпус налево и примите стойку выпада на левую ногу, сжимая при этом левую руку в кулак сбоку на уровне талии и выталкивая вперед правую ладонь.
  3. Раскройте левую руку и отведите ее в сторону, наклоняя правую руку. Разворачиваясь вперед, опишите выпрямленными руками два круговых движения по часовой стрелке. Заканчивая второй круг, развернитесь налево и вернитесь в положение 2. Следите взглядом за ладонями. Во время каждого кругового движения ладонями выполняйте один дыхательный цикл и не сгибайте ноги.

Фигура 16. Архат покоряет тигра:

  1. Встать прямо, ноги чуть шире плеч, руки на поясе.
  2. Попеременно сгибайте вперед колени, начав с левого. Смотрите прямо вперед. Вдыхайте, сгибая колено, и выдыхайте, выпрямляя его. Корпус держите прямо. Вначале колени сгибайте едва-едва.

Фигура 17. Белый журавль крутит коленями:

  1. Встать прямо, ноги вместе, колени слегка согнуты. Мягко массируйте ладонями колено отдельно, глядя вниз-вперед.
  2. Несколько раз выполните круговые движения сначала по часовой стрелке, потом - против нее, постепенно увеличивая окружность вращения и выполняя один дыхательный цикл за каждое круговой движение.

Фигура 18. Нищенствующий монах сидит на корточках:

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки по бокам на уровне талии. Присядьте, вытянув руки вперед.
  2. Вернитесь в исходное положение. Вдыхайте, приседая, и выдыхайте, выпрямляя ноги. Корпус держите прямо. Глубину приседа регулируйте по своему усмотрению.

Фигура 19. Удары ногой на четыре направления (игра в ножной волан):

  1. Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе.
  2. Поднимите левое колено и выполните пинок вперед левой ногой, вытянув носок. Опустите ногу и повторите это движение семь раз.
  3. Выполните пинок левой ногой назад так, чтобы левая пятка коснулась правой ягодицы, если это возможно. Опустите ногу. Повторите движение семь раз.
  4. Выполните движение 2 и 3 правой ногой по семь раз.
  5. Поднимите левое колено и лягните левой голенью внутрь. Опустите ногу. Повторите движение семь раз.
  6. Поднимите левое колено и лягните голенью наружу. Опустите ногу. Повторите движение семь раз.
  7. Повторите движение 5 и 6 правой ногой по семь раз. Вдыхайте, нанося удары ногой, и выдыхайте, опуская ногу на пол. Голову и корпус держите прямо. Смотреть вперед. Пинок не должен быть слишком сильным.

Фигура 20. Волшебные шаги вперед - назад:

  1. Встать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
  2. Сделать шаг вперед левой ногой с пятки на носок.
  3. Сделать шаг вперед правой ногой, перенося вес тела на правую ногу и поднимая левую пятку так высоко, как только можете.
  4. Сделайте шаг назад правой ногой с носка на пятку, перенося вес тела на правую ногу и поднимая носок левой ноги так высоко, как только можете.
  5. Поставьте левую стопу на пол. Сделайте шаг вперед правой ногой и следующий шаг левой ногой с носка на пятку.
  6. Сделайте шаг назад левой ногой с носка на пятку, перенося вес тела на левую ногу и поднимая носок правой ноги так высоко, как только можете. Выполняйте один дыхательный цикл при каждом шаге. Смотрите вперед.

Приоритетом нравственности, гуманизма проникнуто подавляющее большинство стилей и школ боевых искусств Востока. Ни прикладная, ни даже спортивная стороны рассматриваемых стилей и школ практически не существуют на Востоке изолировано. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, они служат развитию и становлению гармонической личности, стремятся к одной вершине - совершенству, постижению истины, полному слиянию тела, духа и разума.

Комплексное изучение боевых искусств Востока еще ждет своего часа, так как о возможностях человеческого организма современной науке известно далеко не все...

Путь познания себя и окружающего мира - "Путь пустой руки" - бесконечен. И пределов совершенству не существует.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования