header left
header left mirrored

Моу Цзунсань


 

Моу Цзунсань (китайский: 牟宗三; пиньин: Móu Zōngsān;  1909-1995) - китайский ученый, историк философии, представитель школы "Нового Конфуцианства".

Родился в провинции Шаньдун. Окончил Пекинский университет. В 1949 году он переехал на Тайвань, а затем в Гонконг, и оставался за пределами материкового Китая всю свою жизнь. Находился под большим влиянием философских идей Канта, чьи три Критики, он перевел с немецкого на китайский, возможно впервые за всю историю.

За последние 40 лет своей жизни Моу написал истории «нео-даосской», конфуцианской и буддийской философии (всего шесть томов), а так же несколько смелых философских трактатов. Кульминацией  стала его работа 1985 года «Рассуждения об абсолютном благе» (китайский:  圆善论)), в которой он попытался разрешить проблемы в философской системе Канта через конфуцианскую философию, переработанную с помощью набора концепций буддийской школы Тяньтай ("Лотосовая школа")

В КНР Моу особенно известен своим культурным традиционализмом и защитой института демократии, как традиционной китайской ценности.

БИОГРАФИЯ

Родился в поселке Шэвобо уезда Цися провинции Шаньдун (городской округ Яньтай) в семье землевладельца. В 1927 Моу Цзунсань поступил на подготовительный факультет Пекинского университета, где в период между 1929 и 1933 годом получал образование. В 1933 году в возрасте 25 лет Моу Цзунсань окончил факультет философии Пекинского университета. Занимался проблемами изучения «И цзина» («Чжоу и»), вопросами логики и гносеологии. Принимал участие в редактировании и издании журнала «Цзай шэн» («Возрождение»). До прихода Коммунистической партии к власти на материковой части Китая, он занимал различные преподавательские должности на территории материкового Китая (преподавал в Академии национальной культуры Дали, Западнокитайском университете, Центральном университете, университете Цзиньлин), прежде чем в 1949 году мигрировать на Тайвань (где он работал в редакции журнала «Миньчжу пиньлунь» («Демократическое обозрение»)). Его ранние (до переезда на Тайвань) философские и интеллектуальные интересы затрагивали логику, идеи Книги Перемен, философию английского математика и философа Альфреда Н. Уайтхеда (1861-1974). Что касается его исследований логики, они привели Моу Цзунсаня к осознанию концепции чистого разума (чистых причин, теоретических причин). Он изучил «принципы математики» (Principia Mathematica), основополагающий трактат по математической логике, созданный Уайтхедом и Бертраном Расселом (1872-1970). Подвергнув сомнению концепции реализма Рассела, он пришел к выводу, что логика - это проявление чистого разума. Данное осознание стало ключевым в его понимании и определении Критики Чистого Разума философского труда Иммануила Канта (1724-1804).

В 1932 году Моу Цзунсань встречает своего наставника, Сюн Шили (熊十力) (1885-1968), с которым он поддерживает близкий контакт следующее десятилетие. Так, научные философские интересы и мышление Моу Цзунсаня постепенно перешли от абстрактной концептуализации, отдаленной от практики, к проблемам, относящимся к развитию культуры Китая.

Моу Цзунсаню пришлось смириться с неспокойным временем, в котором он жил. В своей автобиографии, Вуши цзышу (Автобиография в возрасте пятидесяти лет), он объяснил перемены в своем мышлении его личными трудностями, связанными с японским вторжением в Китай в 1937 году. Помимо этого, серьезное влияние оказали идеи Сюн Шили. Он относился к наставнику с большим уважением и был вдохновлен его «примитивностью», примитивностью, в которой древняя китайская мудрость сочеталась с сильными этническими настроениями, что именовалось Моу Цзунсанем, как «единство этнической и культурной жизни [китайского народа].» В 1937 году Сюн Шили опубликовал первую версию своей работы, именуемой Синь Вэйши Лунь (Новый трактат о Сознании), редактируя и переводя ее на разговорный китайский язык в течение следующих десяти лет. С 1942 по 1944 года он добавил третий раздел к своему труду. Расширенный вариант на путунхуа, опубликованный в 1944 году, представляет собой окончательную версию онтологического построения конфуцианской мысли в восприятии Сюн Шили, которое во многом совпадает с неоконфуцианскими идеями школы синь сюэ («учение о сердце»). С конца 1941 по осень 1942 года Моу Цзунсань вместе с Сюн Шили пребывал в колледже города Чунцин. Как писал сам философ, в этот период его Сюн Шили «наставлял и подбадривал его день и ночь, просвещая во многих вопросах». Тот факт, что философская система Моу Цзунсаня во многом перекликается с идеями, изложенными в Синь Вэйши Лунь (1944), свидетельствует о прямом влиянии мысли Сюн Шили в формировании философии Моу. Основная цель произведения Сюн Шили заключается в том, чтобы «посвятить ученых в поисках метафизической истины, дабы донести до них, что онтологической основой (бэньти) всего сущего является не то, что лежит в объектах, сторонних разуму, или пребывает в знаниях вещей вне разума, но то, что человек осознает в ответ на внутренние моральные усилия». Данное изречение также формулирует базовые идеалистические темы философской системы Моу Цзунсаня. Тем не менее, данная система значительно отличается от идей Сюн Шили с точки зрения методологии и теоретической базы. Философские разработки Моу выходят за рамки традиционных идей Сюн Шили. Они содержат в себе буддийские парадигмы и нравственную философию И. Канта. Результатом данного синтеза является современная конфуцианская философская система: систематически изложенная теория, составленная из буддийских и западных философских терминов и категорий, однако категорически конфуцианская по характеру.

После того, как в 1949 году Моу Цзунсань покинул материковый Китай, он посвятил свою продолжительную карьеру развитию и распространению (посредством публикации работ и проведения десятков лекций в университетах Гонконга и Тайваня) современной конфуцианской философской системы, призванной указать путь здорового развития культуры Китая. Моу Цзунсань преподавал в Тайваньском педагогическом институте, с 1956 года работал на факультете китайского языка и литературы университетата Дунхай. В 1958 году выступил одним из соавторов известного «Манифеста китайской культуры людям мира». В этот период центральными проблемами его философских исканий стали общие вопросы китайской культуры. В 1960 году Моу Цзунсань переезжает в Гонконг, где преподает в Китайском университете плоть до 1974 года. После выхода в отставку он продолжил свою философскую карьеру в рамках Института Новой Азии.

РАБОТЫ

Полное собрание работ Моу Цзунсаня составляет 30 томов, написанных за 60 лет деятельности ученого. Однако в области изучения религий и философии особое внимание обычно уделяется его работам, созданным в последние 30 лет. Они делятся на две большие группы: История философии и Философские трактаты.

История философии

Физическая природа и спекулятивный разум (才性與玄理) (1963). Трактат посвящен изучению "неодаосизма" (так на Западе часто называют одно из направлений даосской мысли Сюань-сюэ (玄學)  - учение о таинственном, учение о сокровенном  - философское течение III–IV вв.

Основа духа и основа природы (心體與性體) (1968–1969).  Наиболее известный на Западе труд Моу Цзунсаня. Три тома вмещают историю конфуцианства во времена династии Сун (960-1279) и династии Мин (1368-1644) - более известного на Западе как "неоконфуцианство". Книга "От Лу Сяншаня до Лю Цзишаня"  (從陸象山到劉蕺山) (1979), законченная в 1979 году, считается четвертым томом этого масштабного труда.

Природа Будды и Праджня (佛性與般若) (1977). Двухтомный том о философии Буддизма, в котором Моу ставит на первое место "Лотосовую школу" (Тяньтай),  как более близкую концептуально философии неоконфуцианства.                                                              

Философские трактаты

Интеллекутальная интуиция и китайская философия (智的直覺與中國哲學) (1971). В этом труде Моу "примеряет" кантовскую интеллектуальную интуицию к китайской философии.

"Явление и вещь-в-себе" (現象與物自身) (1975). Работа является дальнейшим развитием  знаменитой доктрины Моу Цзунсаня об двухуровневом сознании.

"Рассуждения об абсолютном благе"(圓善論) (1985)


  Ссылки

BaiduBaike

Wikipedia

Моу Цзунсань (локально)

Новое Конфуцианство (локально)

Моу Цзунсань (реферат неизвестного происхождения в формате rft)

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования