header left
header left mirrored

Сяо ти – сыновняя почтительность и почитание старшего брата

СЯО ΤИ (сяо ти) (кит. 孝悌 xiào tì) – сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) – категории китайской философии, главным образом конфуцианской этики.

Англ.: Filial piety and fraternal love

孝 - уважение, почитание, помощь старшим, в особенности к своим непосредственным родителям, давшим вам жизнь и воспитавшим вас. В расширенном смысле - благодарность своей стране, государству, нации, продуктом которых ты являешься. 孝:是孝顺。孝顺父母,这是为人子女的本份,孝顺是报答父母养育之恩。往大了说,可以是对国家尽忠,这也是大“孝”

悌 - взаимоуважение, дружба и взаимовыручка между братьями и сестрами. В расширенном смысле - "братский стиль" взаимоотношений с друзьями и окружающими(="как между родственникми"), позволяющий сглаживать противоречия и предотвращать конфликтные ситуации. 悌:是悌敬。是兄弟姊妹之间的,就是兄弟友爱,相互帮助。扩而充之,对待朋友也要有兄弟姊妹之情,这样人和人之间才能消除矛盾,相互谦让

В «Лунь юй» сяо ти толкуются как «корни гуманности (жэнь)» и гарант соблюдения общественных установлений, а также «[основа] управления». Понятие «сяо» встречается еще в «Шу цзин», где «совершенномудрый» Чжоу-гун (11 в. до н.э.) применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В 4–2 вв. до н.э. категории «сяо» был посвящен специальный трактат, во 2 в. до н.э. получивший статус канона, – «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»). В конфуцианской традиции он считается записью поучений, адресованных Конфуцием ученику Цзэн-цзы. Имел хождение в двух версиях – «школы текстов новых письмен» и «школы текстов старых письмен». Известная ныне версия «Сяо цзина» опирается на комментарий 10 – нач. 11 в., ее аутентичность сомнительна. Там сяо определяется как «корень добродетели», из которого «рождается всякое учение» (гл. 1). В оппозиционном конфуцианству памятнике «Мо-цзы» сяо интерпретируется как доставление «пользы/выгоды» исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь. «Дао дэ цзин» возможность «возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию» связывает с решительным отказом от «гуманности» и «долга/справедливости» как факторов деградации мироздания. В даосском трактате «Тай пин цзин» человек как «сын Неба и Земли» объявляется «непочтительным сыном» в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об «управлении/врачевании (чжи) Поднебесной посредством сыновней почтительности», которая рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества.


   Ссылки

Синология (рус)  

Энциклопедия (рус)

Байке Байду (кит)

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования