header left
header left mirrored

Шелк, вино, чай, фарфор

Фэн Линюй, Ши Вэйминь. Издательство "Синьсин", 2001 г.
Перевод - "АБИРУС"

 Шелк, вино, чай, фарфор

Родина шелка

Китай является страной, которая раньше всех в мире начала выращивать шелкопряда и производить шелковые ткани. По останкам шелковичных коконов и шелковых тканей, по картинкам на керамической утвари о домашнем шелководстве, по ткацким станкам различной конструкции, найденным археологами в различных местах, можно с уверенностью сказать, что шелководство в Китае появилось еще 5-6 тысяч лет назад, а шелк-сырец и шелковые изделия очень давно стали на рынке предметом обмена. На бронзовом сосуде эпохи Западная Чжоу написано, что за одного коня вместе с мотком шелка можно купить пять рабов. 

В древнем Китае земледелием и шелководством зачастую занимались одновременно, и по традиции муж возделывал землю, а жена занималась ткачеством. На рисунках, особенно на новогодних картинках, пришедших из глубин истории, есть много сюжетов, связанных с земледелием и ткачеством. Особо заслуживает внимания тот факт, что древние ткачихи оставили нам большое количество шедевров. В Чанша из могильника царства Чу, существовавшего в период Воюющих царств, была извлечена стопка шелковых тканей, в которой находилось свыше 20 изделий, по большей части парчовых. Хотя прошло более 2 тысяч лет, однако узоры на шелке по-прежнему очень отчетливые и яркие. Во времена Северной Сун шелководство и производство шелковых тканей были особенно развиты в восточной части провинции Цзянси и на юго-западе провинции Сычуань, и шелкоткачество на юге стало превосходить эту отрасль на севере. В то время шелковые изделия из Сычуани называли «первыми в Поднебесной». В столичном городе Дунцзин (г.Кайфэн в сегодняшней провинции Хэнань) не было производства набивных и парчовых шелковых тканей. Поэтому из Сычуани были приглашены мастера, которые специально для императорского двора, аристократии и крупных чиновников производили высококлассные шелковые изделия. Простой же люд мог носить только одежду из холста. Поэтому существовало выражение «весь в шелках, но не шелковод». 

Вывоз шелка и шелковых изделий за пределы страны начался в династию Хань. В первой части этой книги уже говорилось, что династия Хань установила связи с разными странами в западной части Великой китайской стены, проторила торговые пути на Запад. Она учредила органы, которые занимались делами в западной части Великой китайской стены, поддерживали торговцев и путешественников, обеспечивая их продовольствием, водой и прочими вещами. С этого времени китайские шелк-сырец и шелковые изделия отправлялись из г.Чанъань на запад, проходили через коридор на землях к западу от Хуанхэ, пересекали нынешний Синьцзян и достигали Западной Азии, откуда переправлялись дальше в Европу. Это и был исторический Шелковый путь. 

Древним римлянам очень нравились китайские шелковые изделия. Они называли Китай «Серис» (Serice), что означает «шелковая страна». В 1 веке до н.э. правитель Римской республики Цезарь появился в театре в шелковой тунике, что вызвало сенсацию. После этого ношение одежд из китайского набивного шелка и шелковой парчи стало обычаем в высшем обществе Рима. 

Впервые название «Шелковый путь» употребил в 19 веке немецкий географ Рихтгофен. Позже и историки стали называть торговый путь между Китаем и Западом Шелковым путем. Таким образом этот термин вообще стал обозначать культурный и торговый обмен между Востоком и Западом. На протяжении более 2 тысяч лет по суше и по морю плоды китайской цивилизации в виде шелка, фарфора, технологии бумажного производства, технологии печатания и т.д. непрерывно вывозились за пределы страны, а иностранные изделия, технологии, музыкальное и танцевальное искусство, религиозные воззрения и т.д. в большом количестве проникали в Китай. 

Помимо шелководства и шелкоткачества, китайцы также очень рано овладели технологией выращивания конопли и производства холста. Сравнительно давно они научились выращивать хлопок. Сначала основными районами выращивания хлопка были Фуцзянь, остров Хайнань и северо-запад страны. В 12 - 13 веках технология выращивания хлопка распространилась в большинстве районов Центрального Китая и к югу от Янцзы. В последующие несколько веков хлопок постепенно обошел по своему значению выращивание тутовника и конопли, необходимых для производства шелка и холста. Причина в том, что минское правительство издало указ об освобождении от налогов производства хлопка. И потому постепенно с того времени основным материалом для изготовления одежды у китайцев стали хлопчатобумажные ткани. 

Одежда и люди

В различные времена и у различных национальностей одежда в древнем Китае имела свои особенности. В общем же к югу от Великой китайской стены в Центральном Китае, застегивая одежду, люди запахивали полу направо, что считалось традиционным китайским обычаем. Северные народности, проживавшие к северу от Великой китайской стены, запахивали полу налево, что считалось варварским обычаем. Чтобы было удобно ездить на коне и стрелять, кочевые народности на севере в большинстве своем носили короткие куртки с узкими рукавами, длинные штаны и сапоги. Поскольку древние китайцы из Центрального Китая называли представителей северных и западных народов «бородачами», то и носимую ими одежду они называли «одеждой бородачей». В процессе длительных контактов и ассимиляции различных народностей, стили их одежды и украшений оказывали взаимное влияние. Так, например, на одежде и украшениях периода династии Тан заметно сказалось влияние моды региона в западной части Великой китайской стены. А еще раньше, в период Воюющих царств, исходя из потребностей военных действий, правитель царства Чжао отдал приказ «одеваться в одежды бородачей для удобства езды верхом и стрельбы». 

Если проанализировать основные течения в моде древнего Китая, то видно, что, несмотря на многообразие стилей, все они сводились к двум основным. Стиль «ишан» представлял собой одежду из двух частей: то, что носилось на верхней части тела, называлось «и», а что на нижней части - называлось «шан» (юбка). Первоначально «шан» представлял собой два куска материи, которые оборачивались вокруг тела. К периоду Хань передний и задний кусок материи стали сшивать вместе в форме трубы, и появилась юбка. Долгое время юбку носили и мужчины и женщины. Другим стилем было соединение вместе одежды «и» и «шан», которые образовывали одно целое и назывались «шэньи» (глубокой одеждой). Именно от этого стиля в дальнейшем пошли платья и халаты. Потом верхнюю часть одежды «и» и нижнюю часть «шан» стали называть «дуаньда», и носили такую одежду в основном рабочий люд, поскольку для работы она была удобной. Что касается стиля «шэньи», то такую длинную одежду носили важные сановники, знатные люди и интеллигенция. И хотя с течением времени одежда была то широкой, то узкой, то длинной, то короткой, хотя изменялись принципы ее застегивания, но в целом эти два стиля не менялись. 

Протокольные или церемониальные отношения оказывали огромное влияние на общественную жизнь древнего Китая, и находили свое проявление в одеждах и украшениях, чтобы «отличать благородного и худородного и с первого взгляда определять положение человека». Из династии в династию у представителей различных слоев общества в одежде и украшениях, начиная от головного убора и одежд до драгоценностей, от качества материала и покроя до расцветки и узоров, - во всем были установленные правилами отличия. Если взять для примера качество, то высшие сановники и аристократия были одеты в набивные шелка, а простой люд мог носить одежду только из грубого конопляного холста, поэтому в древности простолюдинов называли еще «холщевниками». Если посмотреть на цвет, то в династию Хань наиболее почитаемым был красный цвет, в династию Тан это был фиолетовый, а потом, включая и последнюю династию Цин, главным был желтый цвет, и использовать его мог только император. Простой же народ был ограничен синим, белым и черным цветом, поэтому прозвище «белоодежные» стало другим местоимением простолюдинов. Что касается узоров и рисунков на одежде, то здесь существовала определенная иерархия. Так рисунки драконы издавна были украшением только императорских одежд. В династию Цин, на парадной куртке, которую носили чиновники поверх халата, спереди и сзади имелись знаки различия и были вышиты узоры в виде птиц и зверей. Гражданские чины имели на одеждах узоры в виде редкостных птиц, а военные чины - сильных насекомых и зверей. В общем, в зависимости от различий в общественном положении вышивались и разные звери и птицы. 

Для обеспечения разделения на благородных и худородных, в различных династиях строго запрещалось перешагивание через социальные ступени с помощью одежды и украшений. Нарушители подвергались соответствующему наказанию. В «Своде законов династии Мин» говорится, что за данное преступление простолюдин получал 50 ударов, а сановники 100 ударов палкой. Не было недостатка и в тех, кто за использование узора в виде дракона получал высшую меру наказания. Поэтому, как бы с течением истории ни менялась одежда, однако из-за строгой регламентации со стороны политической власти порядок обозначения ранга никогда не изменялся. Конечно, ситуация в мире и обычаи народов не являются чем-то незыблемым, и потому в системе рангов, определяемых головными уборами и одеждой, с течением времени какие-то запреты отменялись и вводились снова. 

Разные исторические эпохи и разные культуры накладывают на одежду и украшения свои метки. Танская эпоха характеризуется своей открытостью во внешний мир и социальной оживленностью. И как следствие, в одежде тоже появилась раскрепощенность. В отличие от старых нравов, танские женщины больше не закутывались в одежды и старались угнаться за веяниями моды. Они не только открывали лица и свободно распускали волосы, но и носили блузки, обнажавшие грудь и с большими рукавами. Некоторые женщины даже носили одежды мужского стиля. 

В древнем Китае в районах проживания ханьцев волосы обычно не стриглись. Но когда маньчжуры установили Цинскую династию, они приказали ханьцам брить волосы и изменить одежду. Поэтому у мужчин часть головы выше лба была выбрита, а сзади висела длинная коса. Стилем одежды был длинный халат с носимой поверх курткой. Маньчжурские женщины носили платье «ципао», которое после усовершенствования в 20-х годах 20 века стало входить в моду среди китайских женщин. 

После окончания цинского правления в Китае начал входить в моду костюм покроя «ятсен», получивший свое название по имени Сунь Ятсена, который носил такой костюм. Этот стиль, скопированный с одежды японских студентов, позже стал считаться современной китайской классической одеждой. Затем китайцам стал нравиться костюм европейского стиля, и халат с курткой сошли с исторической сцены. 

Пища и вкус

Среди предметов, сохранившихся со времен Шелкового пути, были обнаружены пельмени и жареные лепешки династии Тан, что вызвало у людей большой интерес. Еда в Китае - это огромная наука. Даже говорят, что тот, кто не может есть китайскую кухню, не сможет понять китайскую культуру. 

Основные продукты питания китайцев издавна имели определенную районированность. В династию Хань к северу от хребта Циньлин и реки Хуайхэ повсеместно выращивали устойчивые к засухе пшеницу и чумизу. Поэтому еще с тех пор идет привычка северян есть мучную еду. На юге же, где сравнительно много влаги и тепла, выращивали главным образом рис, поэтому там он стал основным продуктом питания. На Цинхай-тибетском нагорье в северо-западной части страны и на Монгольском нагорье в северной части развивалось главным образом скотоводство, поэтому люди в основном питались там говядиной, бараниной и сыром. 

Основных и второстепенных продуктов питания в Китае большое множество. По этому показателю Китай держит первое место в мире. На пару и в кипящей воде, запекая и поджаривая, на сильном и слабом огне, китайцы могут как из риса, так и из пшеничной муки приготовить пампушки, пельмени, лапшу, лепешки и т.д., относящиеся к основным продуктам питания, и несколько сот различных закусок и блюд. Гаолян, кукуруза, чумиза считались грубыми зерновыми, однако в основных продуктах питания тоже занимали место, которое нельзя скинуть со счета. Количество второстепенных же продуктов питания намного больше. Только известных блюд, приготовленных на их основе, насчитывается свыше одной тысячи. К этому следует еще добавить несколько сотен неповторимых супов. Даже самый выдающийся кулинар не может похвастаться, что перепробовал все китайские блюда. 

При приготовлении китайских блюд особое внимание уделяется технологии составления блюд, мастерству резки и силе огня, а также цвету, аромату, вкусу и форме блюд. Благодаря отточенному мастерству повара, обыкновенная лоба может превращаться в различные произведения искусства, радующие глаз. На официальных банкетах не только требуется тщательное приготовление блюд, гармоничное сочетание в них формы, цвета и вкуса, но и их оригинальность и неповторимость. Даже если это обычная домашняя пища, то все равно она должна быть вкусной и красивой, чтобы продемонстрировать мастерство хозяина. 

Из-за различий в материальном производстве, в климате, в кулинарных пристрастиях, в исторических условиях и т.д. в разных районах страны сложились свои кулинарные технологии и свои особые кухни. В настоящее время четырьмя общепризнанными ведущими кухнями являются сычуаньская, гуандунская, шаньдунская и района Хуайхэ - Янчжоу. 

Сычуаньская кухня славится тем, что из обыкновенных продуктов готовится большое разнообразие очень вкусных блюд. Даже если все 365 дней в году питаться три раза в день, пробуя все новые и новые блюда, все равно их разнообразие не исчерпается. Поэтому есть выражение, что «еда в Китае есть везде, но ее вкус в Сычуани». Самой классической особенностью сычуаньской кухни является ее острый перечный вкус. В Сычуани много пасмурных дней, в низинах много тумана, влажность очень большая. А перец заставляет организм выделять много тепла, чтобы согреться. Сычуаньские народные закуски еще больше отличаются своим оригинальным вкусом, и потому широко известны. 

В гуандунской кухне используется огромное количество исходных продуктов, необычайных и диковинных. Причем все они только свежие и обрабатываются на не сильном огне. Поскольку в землях к югу от хребта, то есть в провинции Гуандун жаркий период в году очень продолжительный, и людям хотелось вкусить чего-нибудь свежего и прохладного, то местное население привыкло питаться дарами моря, не перебивая их оригинального вкуса. Кроме того, исторически сложилось так, что Гуандун издавна был воротами для иностранных торговцев, приезжающих в Китай, поэтому здесь всегда имелись условия для того, чтобы «на одной печи оказались древняя и современная, китайская и иностранная кулинарные технологии». 

В хуайхэ - янчжоуской кухне главным является вкусовой оттенок округа Янчжоу. Но вместе с тем ему присущи и особенности районов Хуайань и Субэй. Исторически Янчжоу был процветающим округом. Поскольку здесь проходил Великий канал, то округ стал местом контактов и общения богатых купцов и торговцев, чиновников и авантюристов, литераторов и образованных людей. Постепенно здесь сложилась кухня, отличающаяся тонкостью технологии, слабостью аромата, красотой исполнения, изысканным сочетанием расцветки. Особенностью ее является использование свежих речных продуктов, озерных раков и овощей. 

В шаньдунской кухне особенностью является легкая тенденция к солености, используются высококлассные исходные продукты, сильный огонь и готовятся высокобелковые блюда. Это связано со сравнительно длительным холодным периодом и небольшим выбором овощей в Северном Китае. Именно шаньдунская кухня занимала основное место на императорском дворе. И знаменитая пекинская утка тоже берет начало в этой кухне. Кроме того, под влиянием со стороны северных кочевых народностей жареное мясо и приготовленные в китайском самоваре баранина и другое мясо стали в северных городах сезонными блюдами. 

Китайцы уделяют большое внимание не только самим блюдам, но и посуде, в которой эти блюда подаются на стол, стремясь к тому, чтобы цвет и узоры на посуде гармонировали с пищей. Говоря в общем, закуски и летние холодные блюда подаются в посуде холодных расцветок с преобладанием синего, зеленого и голубого. Горячие блюда, зимние холодные блюда и праздничная еда подается в посуде красного, оранжевого и желтого цветов. Внимательно подходят китайцы и к форме посуды, не допуская произвольного использования посуды с плоским дном, глубокой, овальной и предназначенной для супов. Будь то суп или другое блюдо, в посуде их должно быть и не слишком много и не слишком мало. На официальном обеде обычно сначала подаются холодные закуски, затем горячие блюда, а в конце основное блюдо и суп. В гуандунской кухне имеются некоторые отличия, и прежде всего в том, что суп в ней подают в самом начале. 

Использование палочек для приема пищи является частью китайской традиции. Но в еще большей степени нес налет культуры церемониал приема пищи, определяющий порядок размещения людей в возрасте и молодых, благородных и худородных, родственников близких и дальних. Согласно правилам, наиболее уважаемые и старшие по возрасту первыми пробовали блюда и первыми поднимали бокалы с вином. Церемониал также определял, как следует наливать чай, как провозглашать тосты и т.д. Сейчас этих правил по большей части уже нет, однако радостная домашняя атмосфера в Середину осени, в канун Нового года по лунному календарю и в другие праздники, когда люди собираются вместе за одним столом, до сих пор остается традицией, которую большинство китайцев охотно соблюдают. 

Вино и настроение

В Китае, который издревле занимался сельским хозяйством, история виноделия насчитывает примерно 5000 лет. Это подтверждается останками древних винокурен и большим количеством древних сосудов, изготовленных специально для вина. В 1977 году в уезде Пиншань провинции Хэбэй при раскопках были обнаружены два сосуда с вином периода Воюющих царств. Когда сосуды открыли, оттуда донесся аромат вина. Вино пролежало в земле свыше двух тысяч лет и не прокисло. Очевидно, что это связано с хорошей закупоркой сосудов и, конечно же, с хорошим качеством и высокой крепостью вина. 

В 98 году до н.э. правительство династии Западная Хань начало монополизировать производство и сбыт вина, но потом снова разрешило его частное производство и продажу. Из того, что за эту деятельность собирался налог, видно, что масштабы производства вина были уже немалыми, и это дело приносило выгоду. В последующие династии, наравне с солью и железом, вино было основным источником финансовых доходов государства. Но когда случались неурожайные годы или вспыхивали войны, государство зачастую издавало указ, запрещающий производство алкоголя, чтобы сэкономить продовольственные запасы. 

То, что пили китайцы до династии Тан, представляло собой либо смесь алкоголя с кашицей из перебродившего риса, либо алкоголь, отфильтрованный от выжатого и забродившего сырья или от рисового сусла. Желтое вино сбраживалось из клейкого риса и чумизы, обладало оранжево-желтоватым цветом, было чистым и приятным на вкус. Это самый древний сорт китайского вина с низким содержанием алкоголя и является особой продукцией Китая. 

Затем в алкогольной продукции преобладающей стала водка. И сегодня это самая многообразная и наиболее развитая алкогольная продукция. Для ее получения не требуется выжимания, а алкоголь получается путем ректификации непроцеженного вина. Водка обычно бесцветная и прозрачная, имеет слегка сладковатый привкус, приятная и чистая на вкус. В ней сравнительно большое содержание алкоголя. Обычно на производство водки идет сырье, содержащее крахмал и сахар, в том числе зерновые, картофель, сельскохозяйственные культуры, продукция подсобных промыслов, дикоросы. Но высококачественная водка в основном делается из гаоляна. О водке «Маотай» из Гуйчжоу, которая насчитывает более чем 460-летнюю историю и которая называется «государственной водкой», говорят с восхищением, что «стоит только дунуть ветру, и от ее аромата пьяны три соседские семьи, а после дождя ее аромат разносится из открытой бутылки на десять ли». В разных местах Китая имеется много знаменитых сортов водки, и пробуя их для сравнения, можно заметить, что каждая из них имеет свои чудесные особенности. 

В древнем Китае в деревнях в семьях повсеместно делали вино из клейкого риса, которое пили в сезонные праздники и по случаю семейных торжеств. Согласно распространенной в некоторых местах традиции, после рождения дочери из клейкого риса производилось вино, которое хорошо закупоривалось в кувшинах и ставилось на долгое хранение до тех пор, пока дочь не выходила замуж. Тогда созывали гостей и открывали вино. Поэтому оно называлось «дочернее вино». Благодаря длительному хранению, вино приобретало особый вкус и аромат. 

Национальные меньшинства Китая тоже готовили своеобразные спиртные напитки. Так у монголов это был кумыс из кобыльего молока, а у тибетцев водка из овса. По традиции они встречали гостей изготовленным в домашних условиях прекрасным напитком, создавая теплую и сердечную атмосферу. 

Прекрасное вино влилось в жизнь китайцев, влилось в китайскую культуру. «Пьяный господин опьянел не от вина, а от окружающей его природы». «Не смейся над тем, кто, опьянев, лежит на поле боя, много ли людей возвращается после похода назад?» Особенно связано было с вином творчество поэтов и людей искусства. Стихи знаменитого танского поэта Ли Бо (701-762), пользовавшиеся огромной популярностью, в большинстве своем появились под воздействием вина. Его современник и одинаковый с ним по известности поэт Ду Фу (712-770) писал: «Выпив ковш вина, Ли Бо выдавал сто стихов. В Чанъани он спал в винном трактире. И если даже его звал сам император, он не садился в лодку, называя себя винным небожителем». 

Вино проникло во все стороны жизни народа. На всех мероприятиях, в том числе на поклонении божествам, жертвоприношении предкам, свадьбах и похоронах, днях рождения стариков и приеме гостей, без вина трудно было бы совершить церемонию и устроить банкет. 

Вино создает теплую задушевную атмосферу. Но употребляя вино, нельзя обойтись без определенных правил. «Тот, кто не пьет вино во время тоста, должен пить штрафное вино». Тосты провозглашаются для того, чтобы люди веселились, а штрафное вино - это наказание тому, кто нарушает церемониал. Китайцы пьют вино для того, чтобы поднять настроение, и очень не любят тех, кто пьет без всякой меры до состояния, когда не помнит даже себя. В глазах китайцев, умеющий пить человек - это эстет, это человек с изысканным вкусом, который в состояния опьянения может проявить свои таланты, особенно литературные, проявить свою мудрость и прозорливость, это совершенный человек, остающийся в трезвом уме даже тогда, когда все миряне уже пьяны. 

Чай и интересы

Китай является родиной чая. Разведение чая, изготовление чая, употребление чая - все это берет начало в Китае. В середине 8 века Лу Юй составил «Трактат о чае», в котором рассказал о происхождении чая, его селекции, сборе и обработке, способах заваривания, чайных напитках, чайной посуде и т.д. Это была первая в Китае и самая ранняя в мире большая и важная работа по истории чая. 

В начальный период династии Западная Хань чай уже стал повседневным напитком представителей знати. Он даже стал одной из вещей, сопровождавшей умершего в загробном мире, что подтверждается списком предметов, погребаемых вместе с покойником, который был найден при раскопках могильного кургана ханьского правителя Ма Вана около города Чанша в провинции Хунань. Во времена Северных и Южных династий в районах к югу от Янцзы употребление чая стало уже привычкой, и даже повсеместно сложился церемониал встречи гостей чаем. В начале 9 века китайская традиция употребления чая и технология возделывания чая попали в Японию, а затем и в другие страны. 

В Китае есть известное выражение о том, что «для жизни необходимы семь предметов: дрова, рис, масло, соль, соевый соус, уксус, чай», из которого видно, что чай полностью вошел в повседневную жизнь китайцев. Производство чайного листа и торговля им стала одним из источников финансовых доходов государства. Начиная с династии Тан, правительство стало собирать чайный налог и открыло большое количество государственных чайных плантаций, наладив специальную продажу чая. Поскольку чай всегда произрастал в районах среднего и нижнего течения Янцзы и на юго-западе страны, а коневодство было развито на севере Китая, то для отражения наступления с севера некоторых малых народностей правительство династии Сун стало проводить политику обмена чая на коней. В результате этой политики в обмен на огромное количество чая было получено несколько сот тысяч боевых коней. Что касается кочевых народностей, которые по традиции питались мясом, молоком и сыром, то потребление чая помогло им переваривать пищу и расщеплять жиры. 

Поэтому чай также стал для них продуктом, необходимым в повседневной жизни. 

Чай не только утоляет жажду, но и помогает пищеварению и выделению соков, поднимает дух и активизирует мышление. О человеке, пристрастившемся к чаю, говорят, что «он предпочтет всю жизнь не пить вино, но не сможет обойтись без чая ни в завтрак, ни в обед, ни в ужин». Уже издавна в общественной жизни Китая сложилась традиция проводить встречи, основным напитком на которых был чай. На таких встречах за чайным столом и сформировались определенные правила, регламентирующие тонкости чаепития от чайной посуды до красоты окружающей обстановки, от техники заваривания чая до искусства его пития, сложился церемониал. Потом этот церемониал попал в Японию и превратился в «чайную церемонию», через которую демонстрируется дух доброжелательности и уважения, утонченный и чистый жизненный интерес. 

Основная тенденция в привычке китайцев пить чай - это ее массовость, что подтверждается большим количеством разных чайных заведений и их посетителей. Китайские чайные можно разделить по типам на четыре большие группы: пекинский, сучжоуский, гуандунский, сычуаньский типы. 

Пекинский тип представляет собой чайную, где чаепитие сочетается с музыкальным искусством. Такое сочетание берет начало в династии Сун. Посетители пьют чай и наслаждаются музыкой, разговорным жанром и пением. 

Сучжоуский тип представляет собой сочетание чаепития с обозрением красоты окружающего мира. Этот тип чайной появился вслед за развитием сучжоуских парков. Распространение чайных такого типа наиболее обширное: их зачастую можно увидеть среди достопримечательностей и парков. 

Гуанчжоуский тип - это соединение чайной и ресторана в одно целое. В эпоху династий Тан и Сун, исходя из потребностей торговли, эти чайные служили местом переговоров купцов и гостей по различным сделкам. Постепенно такие чайные вошли в повседневную жизнь горожан. 

Сычуаньский тип чайной отличается своей простотой и раскованностью. Люди пьют чай и разговаривают, играют в шашки или мацзян. Атмосфера благодушная и безмятежная. Поэтому данный тип чайной с ее простотой, низкими ценами и многочисленными посетителями является местом отдыха людей. 

Все типы чайных представляют собой место проведения досуга и знакомства, где собирается самая разнообразная публика и обсуждаются самые разные вопросы и проблемы. Поэтому можно сказать, что каждая чайная - это сгусток небольшого общества. 

Люди образованные и с изысканным вкусом были особо разборчивыми в чаепитии. Целью сочиняемых по чаепитию книг всегда была попытка научить людей изящно и умело пить чай: чайные должны готовить его квалифицированно, чайные листья должны быть отменных сортов, а родниковая вода является самой лучшей водой для чая; общественное положение и интересы хозяев и гостей должны соответствовать друг другу, например, это должны быть либо обмен стихами и прозой между литераторами, либо оценка художественных и живописных произведений; необходимо избегать того, чтобы хозяева и гости, не разбираясь в тонкостях чайной церемонии, подкрепляли бы чаепитие мясными блюдами; не принято также, чтобы в чайной все было расставлено, как попало, а чайные приборы были бы грубыми и непривлекательными на вид. 

Родина фарфора 

Помимо столовой посуды, винных и чайных сервизов, письменных принадлежностей, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, китайский фарфор также включает в себя произведения искусства, сделанных с людей, растений и животных. На протяжении долгого времени, как и шелка, фарфоровые изделия были важной экспортной продукцией Китая. На многих древних судах, поднятых со дна моря, обнаружены китайские изделия из фарфора, а музеи в немалом числе стран бережно хранят китайские фарфоровые изделия различных эпох. 

Предком фарфора были керамические изделия. Еще 7-8 тысяч лет назад первобытные люди на территории Китая могли создавать путем обжига глины такие керамические изделия как чашки, пиалы, тазы, кувшины и другую утварь. Во времена династий Цинь и Хань масштабы производства керамики и ее качество были небывалыми. Особенно это касается керамической скульптуры, которая в этот период достигла своего расцвета. Для этого достаточно вспомнить поражающие своей масштабностью погребальные фигуры циньских солдат и коней, удивляющие своей живостью изображения погребальные статуэтки ханьских рассказчиков, музыкантов, циркачей. Появление в династию Тан трехцветных статуэток подняло искусство керамической скульптуры на новую высоту. Наиболее замечательными были среди них изображения людей, коней, верблюдов. 

В сравнении с керамикой, фарфоровые изделия не только более плотные и глянцевые, но и лучше сохраняют чистоту. На сегодня самым древним фарфором, найденным на территории Китая, является посуда с синей глазурью, из раскопок останков эпохи Шан. Однако выбор материала для этих фарфоровых изделий не отличается тщательностью, технология производства сравнительно примитивная, толщина глазури неодинаковая и она легко отслаивается. При сравнении с фарфором последующих времен в этих изделиях заметна первобытность, поэтому они и названы первобытными фарфоровыми изделиями. Спустя более одной тысячи лет, уже в династию Восточная Хань, наконец, появляется темно-синяя глазурь, полностью отвечающая нормам фарфоровых изделий. 

В династию Тан технология фарфорофаянсового производства получила всестороннее развитие. По всей стране возникла сеть печей для обжига фарфора, каждая часть которой носила название местности. О производстве фарфора в то время говорили, что «южный - это синий, а северный - это белый», то есть на юге с центром в провинции Чжэцзян выпускали главным образом темно-синий фарфор, а на севере с центром в провинции Хэбэй производили в основном белый фарфор. И до сих пор белый фарфор или раскрашенный фарфор, основой которого также является белый фарфор, это наиболее широко используемая продукция. 

Изобретения и новинки в технологии изготовления фарфора в династию Сун покончили с ситуацией, когда синий фарфор был только на юге, а белый на севере. В стране сложилась система производства знаменитых марок фарфора, отличавшихся многообразием стилей и особенностей. Печи для обжига фарфора были везде, но основные скопления были в 30 с лишним районах. Из них печи в Динчжоу, в Цзюньчжоу, братьев Чжан в провинции Чжэцзян, в Жучжоу и государственные печи в Кайфэни, были названы последующими поколениями как пять самых знаменитых печей. Ассортимент сунского фарфора был многообразен, а узоры на нем красивы и изящны. Поскольку производство фарфора значительно увеличилось, то он стал предметом повседневного быта населения и в больших количествах вывозился за рубеж. 

Начиная с династии Сун, производство китайского фарфора вступило в золотой век. В последующие династии масштабы производства продолжали повсеместно расширяться, технологии совершенствовались, поэтому появилось немало сортов отличного фарфора. В династию Мин город Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, получивший звание «столицы китайского фарфора», начал становиться всекитайским центром фарфорового производства. Поэтому появилось выражение, что в эпоху Мин не было совершенных и красивых фарфоровых изделий, которые бы вышли не из города Цзиндэчжэнь. 

Основным течением в фарфоровом производстве в династию Мин был выпуск изделий с темно-синими узорами. На белом фоне этих фарфоровых изделий изображались темно-синие цветы, основа их была гладкой, украшения простые и изящные. Или же были изображения на тему гор, воды, цветов и птиц, а то и просто различные узоры, которые навевали настроения как китайские монохромные картины, выполненные тушью. Но вместе с тем они несли на себе печать богатого народного мастерства. 

С середины 17-го и до конца 18 века фарфоровый промысел в Китае достиг наивысшего пика за всю историю. В это время широко распространено производство многокрасочных фарфоровых изделий с различной по расцветке глазурью. Производство фарфора в Цзиндэчжэнь получило еще большую поддержку со стороны императорского двора, поэтому число занятых в этом производстве порой переваливало за 100 тысяч человек. Несколько императоров, правивших страной в начальный период Цинской династии, особенно любили фарфоровые изделия. Они не только направляли чиновников, чтобы специально следить за работой печей, но и лично интересовались производством в императорских гончарнях, выпускавших посуду для императорского двора, направляли туда официальных художников для раскраски фарфоровых изделий. Тематика художественных украшений на изделиях в цинское правление стала более обширной: изображались не только цветы, птицы, насекомые и рыбы, но и появились целостные картины на тему гор и воды, жанровые картины с изображением людей, а также картины, навеянные романами и музыкальными драмами. Кроме того, изящные стихи и каллиграфические надписи на стенках изделий повысили художественную ценность фарфора. 

На всем временном протяжении от династии Сун и до династии Цин включительно были как государственные гончарные мастерские, специально выпускавшие фарфоровые изделия для императорского двора, так и частные мастерские, обжигавшие фарфор для простого народа. В государственных мастерских не считались с себестоимостью продукции, стремясь к совершенству и красоте. Поэтому объемы производства были небольшими, и продукция не поступала на рынки. В частных мастерских объемы производства были большими, отборная продукция отправлялась в высший свет, а обычная в низшие слои общества для повседневного пользования. Оставшиеся от различных эпох совершенные фарфоровые изделия почитаются коллекционерами как бесценные шедевры.  

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования