header left
header left mirrored

Го Можо

 

ГО МОЖО (郭沫若; 16.11.1892–12.7.1978)

Историк и палеолог, литератор, поэт и драматург, идеолог революции, политический и общественный деятель, заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП.

Предки родом из Динчжоу, провинция Фуцзянь (совр. Чантин). Родился в местечке Шавань городского округа Лэшань провинции Сычуань. Умер в Пекине. Первоначальное имя — Кай-чжэнь. Другое имя — Динтан. Можо — псевдоним, под которым он публиковал новые стихи.

В ранние годы учился в средней школе г. Цзядин, изучал естественные науки в Высшей школе Чэнду, принимал участие в Движении в защиту железных дорог. В 1914 г. уехал учиться в Японию. Участник литературно-патриотического движения, инициатор создания объединения за новую литературу — Ассоциации «Творчество». Большое влияние имела первая часть его сборника «новой поэзии» — «Богини» («Нюйшэнь»). В 1923 году окончил медицинский факультет Императорского университета Кюсю. После возвращения на родину принял участие в Северном походе 1926 года. Назначался старшим секретарем и заместителем начальника Главного политического управления Национально-революционной армии. В 1927 г. написал статью, в которой осудил поведение Чан Кайши и события Инцидента 12 апреля (1927). Участвовал в руководстве Наньчанским восстанием (1 августа 1927). Занимал должности Председателя Комиссии по общественной информации Революционного комитета и начальника Главного политического управления. По дороге на юг по рекомендации Чжоу Энлая и Ли Имана вступил в Коммунистическую партию. С 1928 г. длительное время жил в Японии. Занимался древней историей Китая и изучением древней письменности, в чем достиг больших успехов. Были изданы его монографии «Изучение древнекитайского общества», «Исследование надписей на гадательных костях». В 1930 г. вступил в Лигу левых писателей Китая. С началом Антияпонской войны вернулся в Китай, работал редактором газеты «Цзюман жибао», начальником Третьего отделения политуправления Военной комиссии правительственных войск Гоминьдана и руководителем комитета по культурной работе. Многое сделал для развертывания и укрепления объединенного антияпонского фронта.

Создал исторические пьесы «Цюй Юань», «Тигровый знак», в которых воспевается национальный дух. Обобщив уроки крестьянских восстаний конца эпохи Мин, опубликовал в 1944 г. работу «В честь 300-летия года цзя-шэнь», которая превратилась в документ Движения за выправление стиля. После победы над Японией побывал в Шанхае и Гонконге, где занимался прогрессивной культурной деятельностью. В ноябре 1948 г. отправился из Гонконга в освобожденный район Северо-Восточного Китая.

После образования КНР занимал посты: члена комитета Центрального народного правительства, заместителя Председателя Госсовета и по совместительству руководителя комитета по образованию, Президента Академии наук КНР и по совместительству заведующего отделением философско-общественных наук, директора Института истории, ректора Университета науки и технологии Китая, Председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства 1-го, 2-го и 3-го созывов, Председателя народного комитета Китая по защите мира во всем мире. С 1954 г. избирался заместителем Председателя Постоянного комитета ВСНП 1-5-го созывов и заместителем Председателя ВК НПКСК 2-го, 3-го и 5-го созывов. Член Центрального Комитета КПК 10-11-го созывов. Неоднократно представлял государство, принимая участие в международной деятельности. Проделал колоссальную работу по содействию дружеским обменам между китайским народом и народами мира. Возглавляя в течение длительного периода времени руководство наукой, культурой и образованием, продолжал заниматься индивидуальным литературным творчеством и научными исследованиями.

В разное время издал поэтические сборники «Гимн Новому Китаю», «Приливы и отливы», историческую драму «Цай Вэньцзи», научные труды «Наброски истории Древнего Китая», «Наброски Новой истории Китая», «Рабовладельческая эпоха», «Анализ трактата “Гуань-цзы”», «Сборник статей по истории литературы». В период «культурной революции» опубликовал труд «Ли Бо и Ду Фу». В 1978 г., будучи уже больным, выступил с докладом «Весна науки» на Всекитайской научной ассамблее. Оставил богатое наследие: созданные им на протяжении жизни труды охватывают области литературы, искусства, истории, философии, археологии, перевода. «Полное собрание сочинений Го Можо» в 38 томах имеет тематические разделы — литература, история и археология.

Источник - shansbooks.ru

- - -

ГО МОЖО - китайский писатель, драматург, историк, политический деятель.

Вы­хо­дец из се­мьи зем­ле­вла­дель­ца. Окон­чил университет Кю­сю (Япо­ния; 1923). На­чал пе­ча­тать­ся с 1919 года в журнале «Сю­эдэн» («Све­точ нау­ки»). Один из ор­га­ни­за­то­ров и ру­ко­во­ди­те­лей (с 1921 года) литературного общества «Твор­че­ст­во» и «Все­ки­тай­ской ас­со­циа­ции дея­те­лей литературы и искусства по от­по­ру вра­гу». Уча­ст­ник ре­во­люционной гражданской вой­ны 1925-1927 годов в Ки­тае, в августе 1927 года всту­пил в КПК. В 1928-1937 годах на­хо­дил­ся в по­ли­тической эмиг­ра­ции в Япо­нии. В 1930 году всту­пил в Ли­гу ле­вых пи­са­те­лей Ки­тая. В пе­ри­од со­труд­ни­че­ст­ва Го­минь­да­на и КПК в от­ра­же­нии японской аг­рес­сии (1937-1945 годы) ру­ко­во­дил от­де­лом По­лит­управ­ле­ния ар­мии го­минь­да­нов­ско­го пра­ви­тель­ст­ва. Пре­зи­дент АН Ки­тая (с 1949 года), заместитель пред­се­да­те­ля По­сто­ян­но­го комитета Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей (с 1954 года), иностранный член АН СССР (с 1958 года). Член ЦК Ком­му­ни­стической пар­тии Ки­тая (КПК) 9-11-го со­зы­вов (1969-1978 годы).

В своих тру­дах с мар­кси­ст­ских по­зи­ций рас­смат­ри­вал ис­то­рию древнекитайского об­щест­ва, раз­ви­вал кон­цеп­цию ус­та­нов­ле­ния ра­бо­вла­дельческого строя в эпо­ху Шан-Инь (XVI-XI века до н. э.) и пе­ре­хо­да к фео­да­лиз­му в VI-V веках до н. э. За­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем и ин­тер­пре­та­ци­ей древ­них эпи­гра­фических тек­стов. В ра­бо­тах по ис­то­рии китайской фи­ло­со­фии вы­яв­лял де­мо­кра­тический ха­рак­тер древ­не­го кон­фу­ци­ан­ст­ва, ре­лигиозная сущ­ность уче­ния мои­стов, то­та­ли­та­ри­ст­скую на­прав­лен­ность ле­гиз­ма. Ав­тор по­этическихх сборников «Бо­ги­ни» («Нюй­шэнь», 1919-1921 годы), «Звёзд­ное про­стран­ст­во» («Син кун», 1921-1922 годы), «Ва­за» («Пин», 1927), «Знак аван­гар­да» («Цянь Мао», 1928), «Го­лос вой­ны» («Чжань шэн», 1938), «Ци­ка­ды» («Тяо тан», 1948), «Гимн ново­му Ки­таю» («Синьхуа сун», 1953), «Пусть рас­цве­та­ют все цве­ты» («Бай­хуа ци­фан», 1958) и др., для ко­то­рых ха­рак­тер­ны ан­ти­фео­даль­ные на­строе­ния, ре­во­люционный ро­ман­тизм; пьес ис­то­ри­ко-пат­рио­тического со­дер­жа­ния «Цве­ты ди­кой виш­ни» («Тан­ди чжи хуа», 1942), «Тиг­ро­вый знак» («Ху фу», 1942), «Цюй Юань» (1942) и др.; кри­тических, пуб­ли­ци­стических ста­тей и ме­муа­ров «Пу­те­вые за­мет­ки об СССР» («Су­лянь цзи­син», 1946), «Мор­ские вол­ны» («Хай­тао», 1951), «Песнь о бу­шую­щей вол­не» («Хун­по цюй», 1959).

Ме­ж­ду­народная Ста­лин­ская премия (1951).

Сочинения:
Эпо­ха ра­бо­вла­дель­че­ско­го строя. М., 1956;
Брон­зо­вый век. М., 1959;
Фи­ло­со­фы древ­не­го Ки­тая. М., 1961;
Полное собрание сочинений. Пе­кин, 1982-1987 годы. Тома 1-5 (на китайском языке);
Со­чи­не­ния: Сти­хо­тво­ре­ния. Дра­мы. По­вес­ти и рас­ска­зы. М., 1990;
По­эзия и про­за Ки­тая ХХ века. О про­шлом - для бу­ду­ще­го. М., 2002. С. 136-150, 197-201, 321-383.

Источник - Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

- - -

ГО МОЖО (1892–1978), китайский мыслитель и писатель. Родился 16 ноября 1892 в небольшом городке Шавань уезда Лэшань провинции Сычуань в семье обедневшего помещика. Уже в детские годы Го Можо проявлял большой интерес к изящной словесности и знал наизусть множество стихотворений китайских классиков. Окончив в 1912 среднюю школу в г.Чэнду, Го Можо в июне 1913 выдержал вступительные экзамены и был принят в Высшую школу в Токио, где изучал японский язык. Позднее перешел на медицинский факультет Школы. К годам учебы в Японии относится его знакомство с западной и японской культурой, с поэзией Гейн и Гете, с Шиллером, Шекспиром, Ибсеном. Огромное впечатление произвел на него У.Уитмен.

В 1919 патриотическое «Движение 4 мая» в Китае принесло новые веяния в китайскую литературу. С литературной революцией связано и начало творческой деятельности Го Можо. Его первые стихи печатались в журнале «Светоч науки» (Сюдэн). В 1921 вместе с товарищами по учебе в Японии Го Можо создает известную литературную группу «Творчество» (Чуанцзао шэ). Членов группы объединяет неприятие социальной действительности, революционно-романтический пафос, осуждение утилитаризма в литературе, поклонение природе, культ страданий, идея «самовыражения души». Но, конечно, названные черты лишь приблизительно характеризовали таких разных поэтов, прозаиков, драматургов, как Го Можо, Чэн Фанъу, Юй Дафу и др., входящих в «Творчество». Устремленность в светлое будущее была самой яркой чертой китайского прогрессивного романтизма, и ее выразителем стала поэзия Го Можо.

В начале 20 годов один за другим в Китае выходят в свет поэтические сборники на языке, приближенном к разговорному, знаменуя собой начало новой эпохи в истории китайской поэзии. Богини сразу выдвинули Го Можо в число популярных, особенно среди молодежи, авторов. Богини (1921) — наиболее значительная книга периода «Движения 4 мая» и всей китайской поэзии новейшего времени. В ней ярко проявились общие для китайской романтической поэзии тенденции синтеза традиционного и новаторского, классического и современного, китайского и западноевропейского. Го Можо соединил воедино эпос и лирику, поэзию и прозу. Он ввел в повествование мифологические сюжеты и традиционные образы, но часто переосмысленные с позиции современности. Богини отличаются невиданным до того времени в китайской литературе разнообразием форм и ритмов.

Центральным произведением сборника были пьесы в стихах Второе рождение богини и Нирвана фениксов, в которых основным мотивом звучала уверенность в победе сил разума и света.

В следующем сборнике стихов Звездное пространство отразилось постигшее автора разочарование, вызванное страшной отдаленностью прекрасного будущего и растерянностью человека, отрешенного от иллюзий. В 1925 Го Можо выпустил в свет изящный и проникновенный сборник любовной лирики Ваза.

В годы эмиграции, после поражения революции 1925–1927, Го Можо целиком посвятил себя истории и археологии, исследованиям памятников древней культуры Китая. В 1937–1945, в годы войны против Японии, Го Можо возглавил Всекитайскую ассоциацию деятелей литературы и искусства по отпору врагу. К этому периоду (1938) принадлежит сборник стихов Голос войны.

Автор многих пьес, главным образом исторического содержания (Цветы дикой сливы, Смерть невинного в реке Сян, Три мятежницы) в годы войны создает новые исторические трагедии Тигровый знак, Гао Цзяньли.

В годы Сопротивления и в период Великой Отечественной войны СССР против фашистской Германии в поэзии Го Можо появляется тема Советского Союза. В 1946 он публикует путевые заметки В СССР.

После провозглашения Китайской Народной Республики он включается в работу по созданию новой культуры победившего народа. В 1950-х появляется ряд его стихотворных сборников, среди них Пусть расцветают все цветы, – название, превратившееся в лозунг (Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ), под которым Мао Цзэдун провозгласил в 1957 кампанию по усилению гласности и критики «Байхуа юньдун». Доминирующей в творчестве поэта становится тема борьбы за мир. В 1951 он становится лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». С 1949 он президент Академии наук КНР.

Умер Го Можо 12 июня 1978 в Пекине.

Источник - Кругосвет

- - -

Го Мо-жо (р. 16.11.1892, м. Шавань уезда Лэшань провинции Сычуань), китайский учёный, историк, писатель. Выходец из помещичьей семьи. В 1923 окончил медицинский факультет университета Кюсю (Япония). Участник Революции 1925-1927 годов в Китае. В 1928-37 жил в эмиграции в Японии, где занимался изучением древнекитайской истории. В период антияпонской войны 1937-45 находился на политической работе в вооружённых силах гоминьдановского правительства. С 1949 президент АН Китая, с 1954 заместитель председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания партийных представителей. В апреле 1969 на 9-м съезде КПК избран член ЦК КПК. Печатался с 1919. Был одним из организаторов и руководителей (1921) литературного общества "Творчество" и "Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства по отпору врагу". Ранняя поэзия представлена сборниками "Богини" (1921) и "Звёздное пространство" (1923), для которых характерны антифеодальные настроения, революционный романтизм. Стихи последующих лет вошли в сборники "Ваза" (1927), "Возвращение" (1928), "Голос войны" (1938) и "Цикады" (1948). После образования КНР (1949) вышли сборники "Гимн новому Китаю" (1953) и "Пусть расцветают все цветы" (1958). Пьесы Г. Мо-жо написаны на историко-патриотические темы ("Тигровый знак", 1942, и др.). В работах Г.Мо-жо по истории большое место отводится вопросу о существовании рабовладельческого общества в Китае, дешифровке и интерпретации различных древних надписей. Критические, публицистические статьи и мемуары Г.Мо-жо вошли в книги "Сегодня и завтра" (1949), "Кипение" (1950), "Песня о бушующей волне" (1959), "Путевые заметки об СССР" (1946). Перевёл на китайский язык "Немецкую идеологию" К. Маркса и Ф. Энгельса, "К критике политической экономии" К. Маркса, часть "Войны и мира" Л. Н. Толстого, "Фауст" И. В. Гёте; первым переводил стихи В. В. Маяковского и других советских поэтов.

+ + +

Го Мо-жо (псевдоним - Го Дин-тан) (р. 16.XI.1892) - китайский историк, писатель, общественный и государственный деятель. Член компартии Китая. Родился в деревне Шавань, уезда Лэшань провинции Сычуань. В 1912 году окончил среднюю школу в городе Чэнду, в 1923 году окончил медицинский факультет университета Кюсю (Япония). В августе 1927 года участвовал в Наньчанском восстании. В том же году был вынужден эмигрировать в Японию, где находился до 1937 года. В 1928-1930 годы опубликовал «Исследование древнего общества Китая» («Чжунго гудай шэхуй яньцзю»; выходила по частям, в 1930 году издана отдельной книгой, переиздана в Пекине в 1954 году). В 1931-1937 годы Го Мо-жо опубликовал ряд специальных работ, посвященных исследованию надписей на иньских костях и бронзовых сосудах периодов Инь-Чжоу: «Исследование надписей на костях» («Цзягу вэньцзы яньцзю», 19031, 2 изд. 1954), «Исследование надписей на бронзе эпох Инь и Чжоу» («Инь Чжоу цинтунци минвэнь яньцзю», 1931, 2 изд. 1954), «Исследование надписей на бронзе» («Цзиньвэнь юй ши чжи юй», Токио, 1932), «Собрание надписей на бронзе и исследование» («Цзиньвэнь цункао», Токио, 1934, Пекин, 1954) и др. В 50-х годах Го Мо-жо издал сборник «Эпоха рабовладельческого строя» («Нуличжи шидай», 1952, рус. пер. 1956) и заново переработал свои прежние работы: «Бронзовый век» («Цинтун шидай», 1954, рус. пер. 1959) и «Десять критических статей» («Ши пипаньшу», 1954, в рус. пер. вышла под названием «Философы Древнего Китая», М., 1961).

После образования КНР занимал ряд административных постов, с 1954 года - заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей; с 1949 года - президент АН Китая. С 1950 года Го Мо-жо - председатель Китайского народного комитета защиты всеобщего мира и вице-президент (с 1959 года - член Президиума) Всемирного Совета Мира. В декабре 1951 года Го Мо-жо была присуждена премия «За укрепление мира между народами».

Л. С. Переломов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Источник - http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/go_mozho.php

- - -

Го Мо-жо — 郭沫若. 1892, пров. Сычуань — 1978, Пекин. Поэт, драматург, историк, прозаик, обществ. деятель. После окончания средней школы в 1914 уехал в Японию, где получил медицинское образование, но врачом не стал, уйдя с 1919 в лит-ру. Один из организаторов об-ва «Творчество» (Чуанцзао). Прославился как автор одной из первых книг новой поэзии — сб. «Нюй шэнь» («Богини», 1921). Новаторская по форме, во многом заимствованной у зап. поэтов, романтически-экспрессивная по духу, кн. полна переходов от бун­тарства к разочарованиям (в следующей кн. «Син кун» — «Звездное прост­ранство» разочарование станет преобладать). В нач. 20-х он опубликовал также несколько коротких пьес на ист. сюжеты антифеодальной направ­ленности, несколько во многом автобиографич. сентиментальных повестей (в т.ч. «Ганьлань» — «Оливы»), сб. любовной лирики «Пин» («Ваза»); пере­водил фрагменты из «Фауста» и «Войны и мира».
 
В 1924 начал переходить на позиции «революционной литературы», что от­ражено в сборнике стихов «Цянь мао» («Авангард»), а в 1926—1927 участвовал в гражданской войне в качестве политкомиссара революционных войск. После поражения революции уехал в эмиграцию в Японию (1928—1937). Там он в основном занимался изучением древней истории, письменности и фи­лософии Китая, одновременно написав четыре тома мемуаров о своей жизни в лит-ре и политике.
 
Вернувшись в начале войны с Японией на родину, Го Мо-жо при содействии коммунистов занимал важные посты в политуправлении нац. армии, затем стал предс. Комитета по делам культуры в Чунцине — временной столице страны. В нач. 40-х создал шесть больших ист. пьес с явным злободневным подтекстом, из которых наибольшую известность получила трагедия «Цюй Юань» о великом поэте-патриоте древности. В военные годы он выпустил также сборники стихов «Чжань шэн» («Голоса войны») и «Тяотан» («Цика­ды»), а также немало произв. в других жанрах. После капитуляции Японии участвовал в борьбе за демократизацию Китая, против правительственного террора. В 1948 перебрался в Освобожденные районы.
 
В КНР Го Мо-жо стал одной из виднейших обществ. фигур, занимая посты предс. Всекитайской ассоциации деятелей лит-ры и искусства, президента Академии наук, чл. руководства ВСНП и др., часто выступал за рубежом. И все же в первый период КНР он публикует еще несколько сборников сти­хов, две ист. драмы («Цай Вэнь-цзи» и «У Цзэ-тянь»), немало публицистич. и научных работ. Однако в 1966 он публично отрекся от всего написанного, одобрил «культурную революцию», вошел в состав подвергнутого чистке руководства КПК. А уже в самом конце жизни он успел «приветствовать па­дение „банды четырех“» (т.е. верхушки организаторов «культурной рево­люции»).
 
Источники:
Го Мо-жо. Избранные сочинения / Вступ. ст. и общ. ред. Н. Федо­ренко; примеч. В. Петрова. М., 1955; он же. Сочинения: В 3 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Н.Т. Федоренко. М., 1958; он же. Сочинения: Стихотворения. Драмы. Повести и рассказы / Сост. и вступ. ст. Н. Фе­доренко. М., 1990; он же. [Стихи] // Поэзия и проза Китая ХХ века. О прошлом для будущего: Сб. М., 2002.
 
Литература:
ЖелоховцевАН. Го Мо-жо — «герой» или жертва «культурной революции»? // ПДВ. 1982, № 1, с. 147—153; он же. К оценке личности и творчества Го Мо-жо // ИБ. 1982, № 3, ч. 2, с. 350—380; он же. Последние исторические пьесы Го Мо-жо // III НК ОГК. 1972, с. 437-445; Маркова С.Д. Го Мо-жо — первопроходец новой китайской поэзии и мировая культура // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследо­вания. М., 2001, с. 461- 472; она же. Поэтическое творчество Го Мо-жо. М., 1961; Тихвинский С.Л. Мои встречи с Го Мо-жо // ПДВ. 2002, № 5, с. 143-147; он же. Первый президент Академии наук Китая // Вестн. РАН. 2002, т. 72, № 11, с. 1001-1007; ФедоренкоН.Т. Век Го Мо-жо // ННИ. 1993, № 4, с. 123-130; Цыбина Е.А. Драматургия Го Мо-жо в пе­риод антияпонской войны. М., 1961; Го Мо-жо чжу и синянь мулу (Указатель произведений и переводов Го Мо-жо за 1949-1979 гг.). Шанхай, 1980; Го Мо-жо яньцзю (Исследование жизни и творчества Го Мо-жо): В 3 т. Пекин, 1985-1987; Цинь Чуань-ю. Го Мо-жо пинчжуань (Критическая биография Го Мо-жо). Чунцин, 1993; Чжан Юй-мао. Янгуан дидай ды мэн: Го Мо-жо сингэ юй фэнгэ (Сон о солнечном крае: Характер и стиль творчества Го Мо-жо). Пекин, 1993; Roy D.T. Kuo Mo-jo: The Early Years. Cambr. (Mass.), 1971.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 271-272.

Автор: Сорокин В.Ф.

Источник - synologia.ru


Сссылки

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования