ГО МОЖО (郭沫若; 16.11.1892–12.7.1978)
Историк и палеолог, литератор, поэт и драматург, идеолог революции, политический и общественный деятель, заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП.
Предки родом из Динчжоу, провинция Фуцзянь (совр. Чантин). Родился в местечке Шавань городского округа Лэшань провинции Сычуань. Умер в Пекине. Первоначальное имя — Кай-чжэнь. Другое имя — Динтан. Можо — псевдоним, под которым он публиковал новые стихи.
В ранние годы учился в средней школе г. Цзядин, изучал естественные науки в Высшей школе Чэнду, принимал участие в Движении в защиту железных дорог. В 1914 г. уехал учиться в Японию. Участник литературно-патриотического движения, инициатор создания объединения за новую литературу — Ассоциации «Творчество». Большое влияние имела первая часть его сборника «новой поэзии» — «Богини» («Нюйшэнь»). В 1923 году окончил медицинский факультет Императорского университета Кюсю. После возвращения на родину принял участие в Северном походе 1926 года. Назначался старшим секретарем и заместителем начальника Главного политического управления Национально-революционной армии. В 1927 г. написал статью, в которой осудил поведение Чан Кайши и события Инцидента 12 апреля (1927). Участвовал в руководстве Наньчанским восстанием (1 августа 1927). Занимал должности Председателя Комиссии по общественной информации Революционного комитета и начальника Главного политического управления. По дороге на юг по рекомендации Чжоу Энлая и Ли Имана вступил в Коммунистическую партию. С 1928 г. длительное время жил в Японии. Занимался древней историей Китая и изучением древней письменности, в чем достиг больших успехов. Были изданы его монографии «Изучение древнекитайского общества», «Исследование надписей на гадательных костях». В 1930 г. вступил в Лигу левых писателей Китая. С началом Антияпонской войны вернулся в Китай, работал редактором газеты «Цзюман жибао», начальником Третьего отделения политуправления Военной комиссии правительственных войск Гоминьдана и руководителем комитета по культурной работе. Многое сделал для развертывания и укрепления объединенного антияпонского фронта.
Создал исторические пьесы «Цюй Юань», «Тигровый знак», в которых воспевается национальный дух. Обобщив уроки крестьянских восстаний конца эпохи Мин, опубликовал в 1944 г. работу «В честь 300-летия года цзя-шэнь», которая превратилась в документ Движения за выправление стиля. После победы над Японией побывал в Шанхае и Гонконге, где занимался прогрессивной культурной деятельностью. В ноябре 1948 г. отправился из Гонконга в освобожденный район Северо-Восточного Китая.
После образования КНР занимал посты: члена комитета Центрального народного правительства, заместителя Председателя Госсовета и по совместительству руководителя комитета по образованию, Президента Академии наук КНР и по совместительству заведующего отделением философско-общественных наук, директора Института истории, ректора Университета науки и технологии Китая, Председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства 1-го, 2-го и 3-го созывов, Председателя народного комитета Китая по защите мира во всем мире. С 1954 г. избирался заместителем Председателя Постоянного комитета ВСНП 1-5-го созывов и заместителем Председателя ВК НПКСК 2-го, 3-го и 5-го созывов. Член Центрального Комитета КПК 10-11-го созывов. Неоднократно представлял государство, принимая участие в международной деятельности. Проделал колоссальную работу по содействию дружеским обменам между китайским народом и народами мира. Возглавляя в течение длительного периода времени руководство наукой, культурой и образованием, продолжал заниматься индивидуальным литературным творчеством и научными исследованиями.
В разное время издал поэтические сборники «Гимн Новому Китаю», «Приливы и отливы», историческую драму «Цай Вэньцзи», научные труды «Наброски истории Древнего Китая», «Наброски Новой истории Китая», «Рабовладельческая эпоха», «Анализ трактата “Гуань-цзы”», «Сборник статей по истории литературы». В период «культурной революции» опубликовал труд «Ли Бо и Ду Фу». В 1978 г., будучи уже больным, выступил с докладом «Весна науки» на Всекитайской научной ассамблее. Оставил богатое наследие: созданные им на протяжении жизни труды охватывают области литературы, искусства, истории, философии, археологии, перевода. «Полное собрание сочинений Го Можо» в 38 томах имеет тематические разделы — литература, история и археология.
Источник - shansbooks.ru
- - -
ГО МОЖО - китайский писатель, драматург, историк, политический деятель.
Выходец из семьи землевладельца. Окончил университет Кюсю (Япония; 1923). Начал печататься с 1919 года в журнале «Сюэдэн» («Светоч науки»). Один из организаторов и руководителей (с 1921 года) литературного общества «Творчество» и «Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства по отпору врагу». Участник революционной гражданской войны 1925-1927 годов в Китае, в августе 1927 года вступил в КПК. В 1928-1937 годах находился в политической эмиграции в Японии. В 1930 году вступил в Лигу левых писателей Китая. В период сотрудничества Гоминьдана и КПК в отражении японской агрессии (1937-1945 годы) руководил отделом Политуправления армии гоминьдановского правительства. Президент АН Китая (с 1949 года), заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (с 1954 года), иностранный член АН СССР (с 1958 года). Член ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) 9-11-го созывов (1969-1978 годы).
В своих трудах с марксистских позиций рассматривал историю древнекитайского общества, развивал концепцию установления рабовладельческого строя в эпоху Шан-Инь (XVI-XI века до н. э.) и перехода к феодализму в VI-V веках до н. э. Занимался исследованием и интерпретацией древних эпиграфических текстов. В работах по истории китайской философии выявлял демократический характер древнего конфуцианства, религиозная сущность учения моистов, тоталитаристскую направленность легизма. Автор поэтическихх сборников «Богини» («Нюйшэнь», 1919-1921 годы), «Звёздное пространство» («Син кун», 1921-1922 годы), «Ваза» («Пин», 1927), «Знак авангарда» («Цянь Мао», 1928), «Голос войны» («Чжань шэн», 1938), «Цикады» («Тяо тан», 1948), «Гимн новому Китаю» («Синьхуа сун», 1953), «Пусть расцветают все цветы» («Байхуа цифан», 1958) и др., для которых характерны антифеодальные настроения, революционный романтизм; пьес историко-патриотического содержания «Цветы дикой вишни» («Танди чжи хуа», 1942), «Тигровый знак» («Ху фу», 1942), «Цюй Юань» (1942) и др.; критических, публицистических статей и мемуаров «Путевые заметки об СССР» («Сулянь цзисин», 1946), «Морские волны» («Хайтао», 1951), «Песнь о бушующей волне» («Хунпо цюй», 1959).
Международная Сталинская премия (1951).
Сочинения:
Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956;
Бронзовый век. М., 1959;
Философы древнего Китая. М., 1961;
Полное собрание сочинений. Пекин, 1982-1987 годы. Тома 1-5 (на китайском языке);
Сочинения: Стихотворения. Драмы. Повести и рассказы. М., 1990;
Поэзия и проза Китая ХХ века. О прошлом - для будущего. М., 2002. С. 136-150, 197-201, 321-383.
Источник - Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
- - -
ГО МОЖО (1892–1978), китайский мыслитель и писатель. Родился 16 ноября 1892 в небольшом городке Шавань уезда Лэшань провинции Сычуань в семье обедневшего помещика. Уже в детские годы Го Можо проявлял большой интерес к изящной словесности и знал наизусть множество стихотворений китайских классиков. Окончив в 1912 среднюю школу в г.Чэнду, Го Можо в июне 1913 выдержал вступительные экзамены и был принят в Высшую школу в Токио, где изучал японский язык. Позднее перешел на медицинский факультет Школы. К годам учебы в Японии относится его знакомство с западной и японской культурой, с поэзией Гейн и Гете, с Шиллером, Шекспиром, Ибсеном. Огромное впечатление произвел на него У.Уитмен.
В 1919 патриотическое «Движение 4 мая» в Китае принесло новые веяния в китайскую литературу. С литературной революцией связано и начало творческой деятельности Го Можо. Его первые стихи печатались в журнале «Светоч науки» (Сюдэн). В 1921 вместе с товарищами по учебе в Японии Го Можо создает известную литературную группу «Творчество» (Чуанцзао шэ). Членов группы объединяет неприятие социальной действительности, революционно-романтический пафос, осуждение утилитаризма в литературе, поклонение природе, культ страданий, идея «самовыражения души». Но, конечно, названные черты лишь приблизительно характеризовали таких разных поэтов, прозаиков, драматургов, как Го Можо, Чэн Фанъу, Юй Дафу и др., входящих в «Творчество». Устремленность в светлое будущее была самой яркой чертой китайского прогрессивного романтизма, и ее выразителем стала поэзия Го Можо.
В начале 20 годов один за другим в Китае выходят в свет поэтические сборники на языке, приближенном к разговорному, знаменуя собой начало новой эпохи в истории китайской поэзии. Богини сразу выдвинули Го Можо в число популярных, особенно среди молодежи, авторов. Богини (1921) — наиболее значительная книга периода «Движения 4 мая» и всей китайской поэзии новейшего времени. В ней ярко проявились общие для китайской романтической поэзии тенденции синтеза традиционного и новаторского, классического и современного, китайского и западноевропейского. Го Можо соединил воедино эпос и лирику, поэзию и прозу. Он ввел в повествование мифологические сюжеты и традиционные образы, но часто переосмысленные с позиции современности. Богини отличаются невиданным до того времени в китайской литературе разнообразием форм и ритмов.
Центральным произведением сборника были пьесы в стихах Второе рождение богини и Нирвана фениксов, в которых основным мотивом звучала уверенность в победе сил разума и света.
В следующем сборнике стихов Звездное пространство отразилось постигшее автора разочарование, вызванное страшной отдаленностью прекрасного будущего и растерянностью человека, отрешенного от иллюзий. В 1925 Го Можо выпустил в свет изящный и проникновенный сборник любовной лирики Ваза.
В годы эмиграции, после поражения революции 1925–1927, Го Можо целиком посвятил себя истории и археологии, исследованиям памятников древней культуры Китая. В 1937–1945, в годы войны против Японии, Го Можо возглавил Всекитайскую ассоциацию деятелей литературы и искусства по отпору врагу. К этому периоду (1938) принадлежит сборник стихов Голос войны.
Автор многих пьес, главным образом исторического содержания (Цветы дикой сливы, Смерть невинного в реке Сян, Три мятежницы) в годы войны создает новые исторические трагедии Тигровый знак, Гао Цзяньли.
В годы Сопротивления и в период Великой Отечественной войны СССР против фашистской Германии в поэзии Го Можо появляется тема Советского Союза. В 1946 он публикует путевые заметки В СССР.
После провозглашения Китайской Народной Республики он включается в работу по созданию новой культуры победившего народа. В 1950-х появляется ряд его стихотворных сборников, среди них Пусть расцветают все цветы, – название, превратившееся в лозунг (Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ), под которым Мао Цзэдун провозгласил в 1957 кампанию по усилению гласности и критики «Байхуа юньдун». Доминирующей в творчестве поэта становится тема борьбы за мир. В 1951 он становится лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». С 1949 он президент Академии наук КНР.
Умер Го Можо 12 июня 1978 в Пекине.
Источник - Кругосвет
- - -
Го Мо-жо (р. 16.11.1892, м. Шавань уезда Лэшань провинции Сычуань), китайский учёный, историк, писатель. Выходец из помещичьей семьи. В 1923 окончил медицинский факультет университета Кюсю (Япония). Участник Революции 1925-1927 годов в Китае. В 1928-37 жил в эмиграции в Японии, где занимался изучением древнекитайской истории. В период антияпонской войны 1937-45 находился на политической работе в вооружённых силах гоминьдановского правительства. С 1949 президент АН Китая, с 1954 заместитель председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания партийных представителей. В апреле 1969 на 9-м съезде КПК избран член ЦК КПК. Печатался с 1919. Был одним из организаторов и руководителей (1921) литературного общества "Творчество" и "Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства по отпору врагу". Ранняя поэзия представлена сборниками "Богини" (1921) и "Звёздное пространство" (1923), для которых характерны антифеодальные настроения, революционный романтизм. Стихи последующих лет вошли в сборники "Ваза" (1927), "Возвращение" (1928), "Голос войны" (1938) и "Цикады" (1948). После образования КНР (1949) вышли сборники "Гимн новому Китаю" (1953) и "Пусть расцветают все цветы" (1958). Пьесы Г. Мо-жо написаны на историко-патриотические темы ("Тигровый знак", 1942, и др.). В работах Г.Мо-жо по истории большое место отводится вопросу о существовании рабовладельческого общества в Китае, дешифровке и интерпретации различных древних надписей. Критические, публицистические статьи и мемуары Г.Мо-жо вошли в книги "Сегодня и завтра" (1949), "Кипение" (1950), "Песня о бушующей волне" (1959), "Путевые заметки об СССР" (1946). Перевёл на китайский язык "Немецкую идеологию" К. Маркса и Ф. Энгельса, "К критике политической экономии" К. Маркса, часть "Войны и мира" Л. Н. Толстого, "Фауст" И. В. Гёте; первым переводил стихи В. В. Маяковского и других советских поэтов.
+ + +
Го Мо-жо (псевдоним - Го Дин-тан) (р. 16.XI.1892) - китайский историк, писатель, общественный и государственный деятель. Член компартии Китая. Родился в деревне Шавань, уезда Лэшань провинции Сычуань. В 1912 году окончил среднюю школу в городе Чэнду, в 1923 году окончил медицинский факультет университета Кюсю (Япония). В августе 1927 года участвовал в Наньчанском восстании. В том же году был вынужден эмигрировать в Японию, где находился до 1937 года. В 1928-1930 годы опубликовал «Исследование древнего общества Китая» («Чжунго гудай шэхуй яньцзю»; выходила по частям, в 1930 году издана отдельной книгой, переиздана в Пекине в 1954 году). В 1931-1937 годы Го Мо-жо опубликовал ряд специальных работ, посвященных исследованию надписей на иньских костях и бронзовых сосудах периодов Инь-Чжоу: «Исследование надписей на костях» («Цзягу вэньцзы яньцзю», 19031, 2 изд. 1954), «Исследование надписей на бронзе эпох Инь и Чжоу» («Инь Чжоу цинтунци минвэнь яньцзю», 1931, 2 изд. 1954), «Исследование надписей на бронзе» («Цзиньвэнь юй ши чжи юй», Токио, 1932), «Собрание надписей на бронзе и исследование» («Цзиньвэнь цункао», Токио, 1934, Пекин, 1954) и др. В 50-х годах Го Мо-жо издал сборник «Эпоха рабовладельческого строя» («Нуличжи шидай», 1952, рус. пер. 1956) и заново переработал свои прежние работы: «Бронзовый век» («Цинтун шидай», 1954, рус. пер. 1959) и «Десять критических статей» («Ши пипаньшу», 1954, в рус. пер. вышла под названием «Философы Древнего Китая», М., 1961).
После образования КНР занимал ряд административных постов, с 1954 года - заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей; с 1949 года - президент АН Китая. С 1950 года Го Мо-жо - председатель Китайского народного комитета защиты всеобщего мира и вице-президент (с 1959 года - член Президиума) Всемирного Совета Мира. В декабре 1951 года Го Мо-жо была присуждена премия «За укрепление мира между народами».
Л. С. Переломов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.
Источник - http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/go_mozho.php
- - -
Го Мо-жо — 郭沫若. 1892, пров. Сычуань — 1978, Пекин. Поэт, драматург, историк, прозаик, обществ. деятель. После окончания средней школы в 1914 уехал в Японию, где получил медицинское образование, но врачом не стал, уйдя с 1919 в лит-ру. Один из организаторов об-ва «Творчество» (Чуанцзао). Прославился как автор одной из первых книг новой поэзии — сб. «Нюй шэнь» («Богини», 1921). Новаторская по форме, во многом заимствованной у зап. поэтов, романтически-экспрессивная по духу, кн. полна переходов от бунтарства к разочарованиям (в следующей кн. «Син кун» — «Звездное пространство» разочарование станет преобладать). В нач. 20-х он опубликовал также несколько коротких пьес на ист. сюжеты антифеодальной направленности, несколько во многом автобиографич. сентиментальных повестей (в т.ч. «Ганьлань» — «Оливы»), сб. любовной лирики «Пин» («Ваза»); переводил фрагменты из «Фауста» и «Войны и мира».
В 1924 начал переходить на позиции «революционной литературы», что отражено в сборнике стихов «Цянь мао» («Авангард»), а в 1926—1927 участвовал в гражданской войне в качестве политкомиссара революционных войск. После поражения революции уехал в эмиграцию в Японию (1928—1937). Там он в основном занимался изучением древней истории, письменности и философии Китая, одновременно написав четыре тома мемуаров о своей жизни в лит-ре и политике.
Вернувшись в начале войны с Японией на родину, Го Мо-жо при содействии коммунистов занимал важные посты в политуправлении нац. армии, затем стал предс. Комитета по делам культуры в Чунцине — временной столице страны. В нач. 40-х создал шесть больших ист. пьес с явным злободневным подтекстом, из которых наибольшую известность получила трагедия «Цюй Юань» о великом поэте-патриоте древности. В военные годы он выпустил также сборники стихов «Чжань шэн» («Голоса войны») и «Тяотан» («Цикады»), а также немало произв. в других жанрах. После капитуляции Японии участвовал в борьбе за демократизацию Китая, против правительственного террора. В 1948 перебрался в Освобожденные районы.
В КНР Го Мо-жо стал одной из виднейших обществ. фигур, занимая посты предс. Всекитайской ассоциации деятелей лит-ры и искусства, президента Академии наук, чл. руководства ВСНП и др., часто выступал за рубежом. И все же в первый период КНР он публикует еще несколько сборников стихов, две ист. драмы («Цай Вэнь-цзи» и «У Цзэ-тянь»), немало публицистич. и научных работ. Однако в 1966 он публично отрекся от всего написанного, одобрил «культурную революцию», вошел в состав подвергнутого чистке руководства КПК. А уже в самом конце жизни он успел «приветствовать падение „банды четырех“» (т.е. верхушки организаторов «культурной революции»).
Источники:
Го Мо-жо. Избранные сочинения / Вступ. ст. и общ. ред. Н. Федоренко; примеч. В. Петрова. М., 1955; он же. Сочинения: В 3 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Н.Т. Федоренко. М., 1958; он же. Сочинения: Стихотворения. Драмы. Повести и рассказы / Сост. и вступ. ст. Н. Федоренко. М., 1990; он же. [Стихи] // Поэзия и проза Китая ХХ века. О прошлом для будущего: Сб. М., 2002.
Литература:
ЖелоховцевАН. Го Мо-жо — «герой» или жертва «культурной революции»? // ПДВ. 1982, № 1, с. 147—153; он же. К оценке личности и творчества Го Мо-жо // ИБ. 1982, № 3, ч. 2, с. 350—380; он же. Последние исторические пьесы Го Мо-жо // III НК ОГК. 1972, с. 437-445; Маркова С.Д. Го Мо-жо — первопроходец новой китайской поэзии и мировая культура // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001, с. 461- 472; она же. Поэтическое творчество Го Мо-жо. М., 1961; Тихвинский С.Л. Мои встречи с Го Мо-жо // ПДВ. 2002, № 5, с. 143-147; он же. Первый президент Академии наук Китая // Вестн. РАН. 2002, т. 72, № 11, с. 1001-1007; ФедоренкоН.Т. Век Го Мо-жо // ННИ. 1993, № 4, с. 123-130; Цыбина Е.А. Драматургия Го Мо-жо в период антияпонской войны. М., 1961; Го Мо-жо чжу и синянь мулу (Указатель произведений и переводов Го Мо-жо за 1949-1979 гг.). Шанхай, 1980; Го Мо-жо яньцзю (Исследование жизни и творчества Го Мо-жо): В 3 т. Пекин, 1985-1987; Цинь Чуань-ю. Го Мо-жо пинчжуань (Критическая биография Го Мо-жо). Чунцин, 1993; Чжан Юй-мао. Янгуан дидай ды мэн: Го Мо-жо сингэ юй фэнгэ (Сон о солнечном крае: Характер и стиль творчества Го Мо-жо). Пекин, 1993; Roy D.T. Kuo Mo-jo: The Early Years. Cambr. (Mass.), 1971.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 271-272.
Автор: Сорокин В.Ф.
Источник - synologia.ru
Сссылки