header left
header left mirrored

Чжэн Чэнгун (Косинга)

Чжэн Сен(郑成功)(1624.08.26-1662.06.23) родился в 1624 г. в Хирадо, префектура Нагасаки, Япония. Отец - Чжэн Чжилун, китайский торговец и пират, мать - японская женщина, записанная только  фамилией Тагава, (или, возможно, Тагава Мацу).  Он рос там до семи лет с японским именем Fukumatsu, а затем переехал в район Цюаньчжоу в провинции Фуцзянь Китая.

В 1638 году Чжэн сдал императорский экзамен. В 1644 году поступил в Императорский университете в Нанкине, где он  стал учеником знаменитого конфуцианского ученого Цянь Цяньи.

В 1644 году Пекин пал под натиском повстанцев во главе с Ли Цзычэном и китайский император покончил жизнь самоубийством. Маньчжурские войска с помощью предателя У Саньгуя  разгромили повстанцев и захватили город. Остатки войск династии Мин отступили в Нанкин, где принц Фу взошел на трон в качестве нового императора под именем Хунгуан. В следующем году, армия маньчжуров во главе с Додо двинулись на юг и завоевала города Янчжоу и Нанкин. Полководец Ши Кефа, верный минам, был убит. Новый мператор был взят в плен и казнен.

В 1645 году принц Тан, другой наследник минов, взошел на трон под именем императора Луну при прямой поддердке Чжэн Чжилуна и его семейного клана. Новый император разместил свой двор в г. Фучжоу, который находился под контролем клана Чжэном. В том же году, другой минский принц  Лу провозгласил себя регентом  в г. Шаосин и создал свой собственный двор там. Хотя принц Лу и император Луну были из одной и той же династии, оба они преследовали разные цели.

Император Луну даровал  сыну Чжэн Чжилуна  Чжэн Сену, новое личное имя, Чэнгун (成功; CHENGGONG, "успеха")., А также титул Косинга -Koxinga ( кит. 国姓爷 -"Властелин Императорской Фамилии").

Противостояние маньчжурам

В 1646 году, Косинга впервые повел минские армии в бой против маньчжурских захватчиков и завоевал доверие императора Луну. Однако правление имеператора было недолгим, так как отец Косинги предал императора и отступил в прибрежную крепость практически без сопротивления. Императорские войска приняли удар маньчжурских войск в одиночку и были быстро разбиты. Молодой император захвачен в плен и вскоре умер.

Маньчжуры отправили к Чжэн Чжилуну тайных послов и пообещали дать ему должность губернатора провинций Фуцзянь и Гуандун в обмен на повиновение. Чжэн Чжилун согласился, не смотря на возражения членов своей семьи. Косинга и его дядья были оставлены в качестве приемников в руководстве войсками. Косинга, оставшись верным Минам, ушел в район Сямэня и быстро собрал под свои знамена большую армию. Используя свое превосходство в военно-морских силах они совершили ряд успешных десантных операций на территории, занятые маньчжурскими силами.

В начале 1648 года Косинга штурмом взял города Тунъань и Аньци, которые удерживал под своим контролем до осени. Расположившись на небольшом острове Туншань (совр. Дуншань) в южной части провинции Фуцзянь, он «чинил корабли и обучал войска», а в начале 1649 года захватил города Чжаоань, Юнъсяо и Чжанпу. Но начавшаяся крупная карательная экспедиция Цинов в Фуцзяни заставила Чжэна вновь отвести своих людей на Сямэнь.

Мать Косинги в 1645 году приехала в Китай. Но не пошла на службу к маньчжурам вслед за мужем. Когда маньчжурские войска захватили родной город клана Чжэн - она отказалась присягать новой маньчжурской династии Цин и согласно источникам покончила жизнь самоубийством.

В ноябре 1649 года отряды Косинга высадились в Гуандуне, где повели упорные бои с войсками тухао – местных богачей. В начале 1650 года был взят портовый город Чаоян, затем ряд укреплений (Хэпин, Фушань и др.). Вернувшись на Сямэнь, Косинга решил присоединить к своему флоту пиратские эскадры своих дядьев Чжэн Цая и Чжэн Ляна, базировавшиеся здесь же (на  островах Сямэнь и Цзиньмэнь). Завидев приближающиеся корабли Косинга, Чжэн Цай спасся бегством. Чжэн Лян не смог последовать его примеру, так как спал беспробудным сном после очередного пира. На следующий день он явился к Косинга, который спросил его:

– Дядя, не одолжишь ли ты мне свое войско?

Пока Чжэн Лян раздумывал, что ответить, люди Косинга захватили все его корабли. Вскоре Чжэн Лян был убит. Говорят, это было сделано без приказа Косинга, который сожалел о гибели родственника.

К 1650 году, Косинга был достаточно силен, чтобы утвердиться в качестве главы семьи Чжэн. Он объявляет о верности единственному оставшемуся претендента на престол династии Мин, императора Юнли. Император сбежал от маньчжуров на юго-запад Китая с разношерстным двором и поспешно собранной армией. Однако не смотря на желание помочь императору, Косинга в реальности не смог сделать ничего. Тогда он решил сосредоточиться на укреплении своей собственную позиции на юго-восточном побережье.

В ноябре 1650 года Косинга захватил острова Туншань, Наньао и Минъань, и все пираты Юго-Востока стремились примкнуть к нему. В июне 1651 года штурмом был взят крупнейший город провинции Фуцзянь – Чжанчжоу, затем без боя овладел городом Чжанпу. Осенью того же года к нему добровольно присоединилась пиратская флотилия Чжан Мин-чжэня. В начале 1652 года Косинга захватил порт Хайчэн, после чего его войска освободили от цинских отрядов всю южную часть Фуцзяни.

Весной 1653 года Косинга отправил около сотни судов в устье р. Янцзы. Они провели ряд успешных боев в районе островов Чунмин и Чжоушань, собрали сведения об обстановке в Цзянсу и, израсходовав продовольствие, вернулись на Сямэнь.

В начале 1654 года флотилии Косинга под командованием Чжан Минчжэня и Чжан Хуанъяня захватили прибрежную крепость Усун и совершили рейд вверх по р. Янцзы. Местный чиновник докладывал: «Морские разбойники напали на Цзиньшань. Ночью захватили большое орудие. Сожгли корабли у Цзиньшани и Гуачжоу и уплыли по течению».

Цинские власти неоднократно предлагали Косинга принять их сторону, обещая за это всевозможные чины, почести и блага. После одержанной им знаковой победы над превосходящими силами противника под городом Хайчэном, когда слава его как полководца достигла своего апогея, цинский император Шуньчжи прислал к нему своих послов, которые вручили ему письма от императора и от его отца, находившегося в Пекине. И новоиспеченный император, и его отец апеллировали в своих посланиях к традиционным конфуцианским ценностям, призывая уважать родителя, который "сделал правильный выбор" и "принять его сторону". Согласно конфуцианству верность семье должна быть выше, чем верность своему правителю(тем более - поверженному). С делегацией из столицы прибыли так же младшие братья Косинги, которые в один голос увещевали его последовать за отцом, во имя блага родителя и семьи. Косинга резко прервал братьев, сказав: "вы ничего не смыслите в этой жизни. Жизнь моего отца, ваши жизни, моя жизнь хоть чего-нибудь стоят, пока маньчжурский двор боится и опасается меня. Стоит мне сдаться - они забудут все свои обещания и умертвят и вас и меня только лишь из памяти моих прошлых побед над ними". Впоследствие отец и многие другие его родственники были умервщлены цинами.

Косинга был не только умелым полководцем, но и тонким психологом. Не смотря на то, что многие его поступки и приказы сначала казались импульсивными, при ближайшем рассмотрении оказывались умными стратегическими ходами, исполненными философского смысла. Широко известен случай, когда в 1652 году один человек по имени Ку Чэндун, слуга одного цинского генерала, принес Косинге голову своего хозяина. Косинга после некоторого раздумья приказал казнить этого человека. На вопрос подчиненных зачем он это делает - ведь примеру этого слуги могут последовать другие люди, служащие цинской династии, а это впрямую ведет к его цели - ниспровержению Цин и восстановлению Мин. На это Косинга ответил: "Восстановление династии Мин -  лишь частная временная задача. Наказывать предательство и подлость - это было праведным делом во все времена. Это я и делаю."

Однако даже такому умному и расчетливому полководцу как Косинга присущи были большие недостатки. Он был очень вспыльчив. И в гневе был часто чрезмерно суров, даже к близким своим соратникам. Грань между суровостью и жестокостью иногда очень тонка. Одна из таких ошибок предопределила дальнейшую судьбу военной компании против цинов. В 1656 году в одном из сражений приближенный к Косинга военачальник по имени Су Мао допустил ошибку в бою и погибло более 500 солдат, что по тем временам было солидным  количеством живой силы. Косинга рассверипел и приказал казнить Су Мао, а так же нескольких его подчиненных, участвующих в этой битве. Позже, немного успокоившись, Косинга одного из командиров по имени Хуан У  понизил в должности и отправил заместителем командира гарнизона в город Хайчэн. А в Хайчэне командиром был... брат казненного Су Мао. Чудом избежавший смерти Хуан У сговорился с братом и они сдали Хайчэн цинским войскам. С потерей Хайчэна Косинга не только потерял стратегический порт, но и лишился огромных запасов продовольствия, пушек, пороха и источника доходов. Но и это было не самое страшное. Хуан У, будучи посвященным в тайны разведки Косинга, на корню выдал сети осведомителей в тылу цинов, методы работы, а так же - каналы снабжения армии Косинга продовольствием и провиантом. Именно Хун У подал цинам идею по созданию "мертвой приморской зоны", для того чтобы лишить Косинга возможности снабжения из прибрежных регионов. В результате этой "великой чистки" во внутренние районы были переселены сотни тысяч мирных людей. Кто не повиновался - уничтожались целыми поселениями. В отселенных районах устанавливался строгий запрет на выход в море каких-либо судов(морская блокада), который продержался вплоть до 1661 года.

Косинга продолжал активно действовать на побережье Юго-Восточного Китая, нападая на приморские крепости и города, захватывая, грабя и сжигая корабли.

Тайваньский период

В начале 1661 года в штаб-квартиру Косинга прибыл с Тайваня некто Хэ Тинбинь.

– Почему бы вам не завоевать Тайвань? – спросил он . – Тайвань – это плодородный район в тысячу ли, это важный опорный пункт за морем и важный узел на морских путях. Если овладеть его богатствами, то этого достаточно, чтобы прокормить армию. Местное население терпит от голландцев оскорбления и обиды, и каждый хочет дождаться расправы с ними.

Затем Хэ Тинбинь преподнес Косинга карту острова и подробно рассказал о голландских укреплениях на Тайване.

21 апреля 1661 года флот, состоявший из 100 кораблей с 25 тыс. солдат на борту, двинулся к островам Пэнхуледао и в начале мая вошел в тайваньскую бухту Луэрмынь. В бухте находилось только четыре военных корабля голландцев. Два из них были сразу же потоплены в морском бою, а два других спаслись бегством. Китайский десант сломил береговую оборону голландцев и штурмом взял крепость Провидение. Затем была осажена крепость Зеландия, комендант которой, Фредерик Койетт, отказался капитулировать и попытался уговорить Косинга пойти на уступки. Однако тот отказался от предложенного выкупа и не согласился отступить. Длительная осада крепости закончилась подписанием в феврале 1666 года договора о капитуляции голландцев и переходе Тайваня под власть Косинга. Победителям передавались все крепости, оружие, товары и иное имущество Ост-Индской компании. Голландцы могли забрать лишь личное имущество и провиант, а также незначительную сумму денег, после чего «отступить на корабли стройными рядами, с поднятыми знаменами, с пушечным салютом, с ружьями на плече, под бой барабанов».

Став хозяином Тайваня, Косинга основал здесь свое государство - королевство Дуннин. Флот его продолжал господствовать на море, но дни «великого пирата Китая» были уже сочтены. В том же 1662 году, готовясь к экспедиции на остров Лусон (Филиппины), он в возрасте 37 лет скоропостижно скончался то ли от свирепствующей в то время на Тайване малярии, то ли от инсульта, во время очередного припадка ярости: подчиненные отказались казнить его сына, который прелюбодействовал с кормилицей маленького сына Косинга. После внезапной смерти Косинга произошло короткое противостояние двух полюсов силы: Сямэня, где хозяином положения был тот самый сын Косинга - Чжэн Цзин и Тайваня, где власть захватил младший брат Косинга - Чжэн Си. Cын быстро соориентировался  и возглавил флот, базой которой на море стал остров Цзинмэнь. В ходе удачного морского сражения он разбил флот Чжэн Си и провозгласил себя королем государства Дуннин. После его смерти - его сын унаследовал трон. Конец этому государству положил цинский адмирал Ши Лан, который в 1683 году разбил флот Дуннина в битве при Пэнху. Двор короля - внука Косинга -  сдался на милость победителя.

Память

Косинга почитается как герой в КНР, на Тайване и в Японии. Отношение японцев к Косинга очень специфическое. Они рассматривают его как "сына японского народа", сумевшего отбить Тайвань у голландцев - именно этот фактор по полной программе эксплуатировался японскими оккупационными властями во время их владычества на Тайване. Китайская часть судьбы этого "сына японского народа" японцев не волнует и на это внимание не акцентируется. В КНР Косинга почитается как национальный герой, выдающийся полководец, сумевший вернуть остров Тайвань под власть китайцев.  Но почитание это - без налета религиозности, как на Тайване. На Тайване же Косинга практически обожествлен. Там существует несколько храмов в его честь и в честь его семьи, различные мемориальные места, один из самых престижных университетов Тайваня назван в его честь. Кроме того Гоминьдановские власти всячески культивировали этот культ Косинга, так как в его "уходе" на Тайвань усматривается прямая параллель с бегством Гоминьдана на остров, после поражения на континенте от коммунистических сил. Различны даже изображения Косинга по обеим сторонам тайваньского пролива. Главным мемориалом в честь Косинга на континентальном Китае является его статуя на острове Гуланьюй в городе Сямэне, где он в полном боевом облачении и генеральских регалиях смотрит в сторону Тайваня. На Тайване же его чаще изображают в виде благородного мужа в чиновничьей одежде династии Мин. Однако в любом случае фигура Чжэн Ченгуна - Косинга - весьма внушительная историческая фигура. Это признавалось даже его врагами: цинское правительство, признав его непоколебимую верность присяге, в 1875 г. учредило на Тайване святилище в его честь. А величайший из японских драматургов, Тикамацу Мондзаэмон («японский Шекспир»), написал в 1715 г. пьесу на сюжет биографии Коксинги.

Могила

Косинга сразу после смерти был похоронен на Тайване в городе Тайнань. Однако после захвата Тайваня цинами, по пожеланию его внука, который переезжал на постоянное место жительство в Пекин, власти перенесли останки Косинга и его сына в родовой склеп семьи Чжэн в уезде Наньань (ссылка)на континент (между Сямэнем и Цюаньчжоу). В 1962 году правительство КНР издало указ о восстановлении памяти Косинга. Его усыпальница была реконструирована. В восьмидесятые годы была вторично обновлена.


   Ссылки

Википедия

BaiduBaike

Wikipedia

ANCESTRAL SHRINE OF KOXINGA (Tainan)

Миграция ханьцев на Тайвань Азаренко Ю.А.

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования