header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[4Роль линий - Картины на шелке 

В 40-х-70-х годах 20-го века в провинции Хунань археологами при раскопках богатых захоронений знати, датируемых поздним периодом Воюющих царств и началом Западной Хань (начало 2 века до н.э.), были обнаружены несколько картин на шелке.  Таким образом, люди получили представление об уровне живописи 2 тысячи лет назад.

Картины на шелке эпохи Воюющих царств

Хунань расположена в бассейне Янцзы по ее среднему течению.  В эпоху Воюющих царств, 2 тысячи лет назад, здесь было сильное царство Чу.  Между прочим, уроженцем Чу был великий древнекитайский поэт-патриот Цюй Юань.  В 1949 году китайские археологи, приводившие в порядок погребальные предметы, найденные в одном чуском могильнике в окрестности г. Чанша, по этого подвергшемся разграблению, наткнулись на картину, выполненную на шелке и изображавшую женщину высокого происхождения с фениксом и драконом.  Картина оказалась нетронутой грабителями, которые очевидно не сумели оценить ее ценность. Эта картина стала одной из двух дошедших до нас картин эпохи Воюющих царств.

Дама с драконом и фениксом. Период Воюющих царств

Картина "Дама с драконом и фениксом" (Хунаньский музей) размером с ручной платок изображает стоящую в профиль даму, руки которой в молитвенном жесте сложены у груди.  Ее волосы убраны в традиционную прическу, длинное платье ниспадает до земли, тонкая талия перетянута кушаком.  Согласно преданию, чуские цари обожали женщин с тонкой талией, тонкая талия была необъемлемой признаком красивой женщины.  Очевидно, что картина, о которой идет речь, подтверждает эту версию.  Над головой дамы изображена волшебная птица - феникс - с распростертыми крыльями и гордо поднятой головой.  Два гибких хвостовых пера изогнулись, почти касаясь головы птицы.  Симметрично по отношению к фениксу изображен пятнистый дракон, вытянувший когти по направлению к фениксу. И сегодня зрителя поражает хорошо продуманная композиция картины, то, как точно соблюдены пропорции в анатомическом строении фигуры женщины.

Трактовка сюжета картины неоднозначна.  Согласно одной версии в картине заключен символический смысл: феникс олицетворяет жизнь и мир, а дракон - это смерть и война.  Дама на картине молится за то, чтобы феникс взял вверх над драконом.  По другой версии дама на картине не кто иной, как Мифэй - дочь мифического императора Фуси.  Согласно легенде Мифэй однажды, переправляясь через реку, упала в воду и утонула, а потом превратилась в речную фею руки Лошуй.  О ней в своих стихах упоминает великий китайский поэт Цюй Юань.  Однако кое-кто из исследователей считает, что в данном случае отождествление Мифэй с персонажем картины звучит довольно натянуто, скорее всего нарисованная дама является покойницей, похороненной в склепе, она молится за то, чтобы ее душа попала в рай.

Всадник верхом на драконе. Период Воюющих царств

В 1973 года, 24 года спустя после обнаружения картины "Дама с драконом и фениксом" опять-таки близ г. Чанша в другом чуском могильнике была найдена еще одна картина на шелке, размером примерно одинаковая с упомянутой картиной и датируемая тем же историческим периодом.  Эта картина (Хунаньский музей) называется "Всадник верхом на драконе" (жэньу юй лун ту), на ней изображен высокий статный мужчина с бородкой, оседлавший дракона.  Всадник одет в долгополый китайский халат, на голове высокий клобук, на поясе подвешен кинжал.  Человек крепко держит в руке уздечку, а дракон, извиваясь, сильно бьет хвостом.  Вся сценка напоминает гонки на драконовом челне.  Любопытно, что с одного края картины имеется бамбуковый стержень, свидетельствующий о том, что картина до того, как попасть в могильный склеп, висела на стене кабинета. На основании дальнейших исследования было установлено, что в данном склепе был похоронен мужчина, а также высказана версия, что именно этот человек изображен на картине.  В качестве одного из доказательств этой версии был приведен тот факт, что 30 лет назад, в ходе первоначальных раскопок среди погребальных предметов, извлеченных из склепа, фигурировал бронзовый кинжал, по виду такой же, что изображен на картине.

Резонно предположить, что изображенные на двух картинах дракон и феникс считались проводниками, сопровождавшими души покойников в рай. Тогда становится ясным смысл молитвы дамы, нарисованной на первой из указанных двух картин.

Картины на шелке эпохи Западная Хань

В 1972-1974 годах археологами было произведено вскрытие могил на фамильном кладбище Маваньдуй в восточном пригороде г. Чанша, датируемых эпохой Западаня Хань (206 год до н.э. - 24 год н.э.).  Раскопки показали, что во всех трех вскрытых могилах похоронены члены семьи Дайского князя Ли Цана, занимавшей высокое положение в обществе и местной бюрократической элите.  Хорошо сохранившийся женский труп и представляющие большую историческую ценность погребальные предметы, извлеченные из могил, обратили на себя внимание научной общественности. Для историка китайской живописи особую ценность представляли, несомненно, картины на шелке, которые заполнили "пробел" в летописи традиционной живописи.

 

Чжан Цзымин. Весенняя прогулка. Шелк в красках

В мавандуйской коллекции фигурируют несколько картин на шелке, но наиболее хорошо сохранившаяся картина была найдена в могильнике №1.  Эта картина выполнена на куске шелка Т-образной формы.  Композиционно она распадается на три части: верхняя - Рай, нижняя - Преисподняя и средняя - Житие в миру.  Автор населил Рай и Преисподнюю разными мифическими чудовищами, зато в средней части изображены вполне реальные образы - фрагменты из повседневной жизни жена Дайского князя, которая была погребена как раз в указанном могильнике №1.  Княгиня - уже немолодая, ссутулившаяся матрона, изображена опирающаяся на палку.  Перед ней стоит на коленях евнух - слуга, на заднем плане несколько служанок.  Кое-кто высказал мысль, что матрона на картине действительно имеет сходство с трупом женщины, эксгумированным при раскопке.  Разумеется, в изображении человеческих образов проступает упрощенность и наивность, но нельзя забывать, что писались они 2 тысячи лет назад.  Несомненным достижением древнего художника было добиться портретного сходства.  Он очень удачно создал образ дамы из аристократической семьи, преисполненной спокойного достоинства.

Гу Кайчжи. Богиня реки Лошуй и ее служанки. Шелк в красках. 

Классический образец древнекитайского стиля 

тщательной кисти и густых красок

Волшебство линий

Мавандуйская картина из могильника №1 поражает богатством содержания.  Здесь и преисподняя, и рай, и реальный быт, и фантастика; люди, животные, птицы, солнце, луна и звезды - поистине огромный объем информации о представлениях древних китайцев!  В этом отношении западноханьская живопись шагнула далеко вперед по сравнению с картинами эпохи Воюющих царств. 

По картинам времен Воюющих царств и Западной Хань можно составить представление об особенностях древнекитайской живописи.  Прежде всего до изобретения бумаги рисовали на шелке, но и даже после появления бумаги шелк нередко продолжал служить плотном для художника вплоть до наших дней.  Орудием живописца была кисть, сделанная из шерсти животных.  Главным изобразительным элементом была линия, наносимая тушью с помощью кисти.

Линии - это наиболее часто встречающийся в картине изобразительный элемент, особенно в картинах раннего периода.  Известные и неизвестные китайские художники отличались виртуозным мастерством владения кистью.  Линии, появляющиеся из-под их кисти, различались по толщине, густоте тушевой окраски, они могли поразить мощью, а могли выглядеть еле заметным волоском.  С помощью линий и их многообразия художник создавал полные жизни, высокохудожественные образы, воплощавшие все многообразие объективного мира.

Картина на шелке в красках, найденная в фамильном могильнике

Мавандуй в восточном пригороде города Чанша

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования