[4] Роль линий - Картины на шелке |
---|
В 40-х-70-х годах 20-го века в провинции Хунань археологами при раскопках богатых захоронений знати, датируемых поздним периодом Воюющих царств и началом Западной Хань (начало 2 века до н.э.), были обнаружены несколько картин на шелке. Таким образом, люди получили представление об уровне живописи 2 тысячи лет назад.
Картины на шелке эпохи Воюющих царств
Хунань расположена в бассейне Янцзы по ее среднему течению. В эпоху Воюющих царств, 2 тысячи лет назад, здесь было сильное царство Чу. Между прочим, уроженцем Чу был великий древнекитайский поэт-патриот Цюй Юань. В 1949 году китайские археологи, приводившие в порядок погребальные предметы, найденные в одном чуском могильнике в окрестности г. Чанша, по этого подвергшемся разграблению, наткнулись на картину, выполненную на шелке и изображавшую женщину высокого происхождения с фениксом и драконом. Картина оказалась нетронутой грабителями, которые очевидно не сумели оценить ее ценность. Эта картина стала одной из двух дошедших до нас картин эпохи Воюющих царств.
Дама с драконом и фениксом. Период Воюющих царств |
Картина "Дама с драконом и фениксом" (Хунаньский музей) размером с ручной платок изображает стоящую в профиль даму, руки которой в молитвенном жесте сложены у груди. Ее волосы убраны в традиционную прическу, длинное платье ниспадает до земли, тонкая талия перетянута кушаком. Согласно преданию, чуские цари обожали женщин с тонкой талией, тонкая талия была необъемлемой признаком красивой женщины. Очевидно, что картина, о которой идет речь, подтверждает эту версию. Над головой дамы изображена волшебная птица - феникс - с распростертыми крыльями и гордо поднятой головой. Два гибких хвостовых пера изогнулись, почти касаясь головы птицы. Симметрично по отношению к фениксу изображен пятнистый дракон, вытянувший когти по направлению к фениксу. И сегодня зрителя поражает хорошо продуманная композиция картины, то, как точно соблюдены пропорции в анатомическом строении фигуры женщины.
Трактовка сюжета картины неоднозначна. Согласно одной версии в картине заключен символический смысл: феникс олицетворяет жизнь и мир, а дракон - это смерть и война. Дама на картине молится за то, чтобы феникс взял вверх над драконом. По другой версии дама на картине не кто иной, как Мифэй - дочь мифического императора Фуси. Согласно легенде Мифэй однажды, переправляясь через реку, упала в воду и утонула, а потом превратилась в речную фею руки Лошуй. О ней в своих стихах упоминает великий китайский поэт Цюй Юань. Однако кое-кто из исследователей считает, что в данном случае отождествление Мифэй с персонажем картины звучит довольно натянуто, скорее всего нарисованная дама является покойницей, похороненной в склепе, она молится за то, чтобы ее душа попала в рай.
Всадник верхом на драконе. Период Воюющих царств |
В 1973 года, 24 года спустя после обнаружения картины "Дама с драконом и фениксом" опять-таки близ г. Чанша в другом чуском могильнике была найдена еще одна картина на шелке, размером примерно одинаковая с упомянутой картиной и датируемая тем же историческим периодом. Эта картина (Хунаньский музей) называется "Всадник верхом на драконе" (жэньу юй лун ту), на ней изображен высокий статный мужчина с бородкой, оседлавший дракона. Всадник одет в долгополый китайский халат, на голове высокий клобук, на поясе подвешен кинжал. Человек крепко держит в руке уздечку, а дракон, извиваясь, сильно бьет хвостом. Вся сценка напоминает гонки на драконовом челне. Любопытно, что с одного края картины имеется бамбуковый стержень, свидетельствующий о том, что картина до того, как попасть в могильный склеп, висела на стене кабинета. На основании дальнейших исследования было установлено, что в данном склепе был похоронен мужчина, а также высказана версия, что именно этот человек изображен на картине. В качестве одного из доказательств этой версии был приведен тот факт, что 30 лет назад, в ходе первоначальных раскопок среди погребальных предметов, извлеченных из склепа, фигурировал бронзовый кинжал, по виду такой же, что изображен на картине.
Резонно предположить, что изображенные на двух картинах дракон и феникс считались проводниками, сопровождавшими души покойников в рай. Тогда становится ясным смысл молитвы дамы, нарисованной на первой из указанных двух картин.
Картины на шелке эпохи Западная Хань
В 1972-1974 годах археологами было произведено вскрытие могил на фамильном кладбище Маваньдуй в восточном пригороде г. Чанша, датируемых эпохой Западаня Хань (206 год до н.э. - 24 год н.э.). Раскопки показали, что во всех трех вскрытых могилах похоронены члены семьи Дайского князя Ли Цана, занимавшей высокое положение в обществе и местной бюрократической элите. Хорошо сохранившийся женский труп и представляющие большую историческую ценность погребальные предметы, извлеченные из могил, обратили на себя внимание научной общественности. Для историка китайской живописи особую ценность представляли, несомненно, картины на шелке, которые заполнили "пробел" в летописи традиционной живописи.
Чжан Цзымин. Весенняя прогулка. Шелк в красках |
В мавандуйской коллекции фигурируют несколько картин на шелке, но наиболее хорошо сохранившаяся картина была найдена в могильнике №1. Эта картина выполнена на куске шелка Т-образной формы. Композиционно она распадается на три части: верхняя - Рай, нижняя - Преисподняя и средняя - Житие в миру. Автор населил Рай и Преисподнюю разными мифическими чудовищами, зато в средней части изображены вполне реальные образы - фрагменты из повседневной жизни жена Дайского князя, которая была погребена как раз в указанном могильнике №1. Княгиня - уже немолодая, ссутулившаяся матрона, изображена опирающаяся на палку. Перед ней стоит на коленях евнух - слуга, на заднем плане несколько служанок. Кое-кто высказал мысль, что матрона на картине действительно имеет сходство с трупом женщины, эксгумированным при раскопке. Разумеется, в изображении человеческих образов проступает упрощенность и наивность, но нельзя забывать, что писались они 2 тысячи лет назад. Несомненным достижением древнего художника было добиться портретного сходства. Он очень удачно создал образ дамы из аристократической семьи, преисполненной спокойного достоинства.
Гу Кайчжи. Богиня реки Лошуй и ее служанки. Шелк в красках. Классический образец древнекитайского стиля тщательной кисти и густых красок |
Волшебство линий
Мавандуйская картина из могильника №1 поражает богатством содержания. Здесь и преисподняя, и рай, и реальный быт, и фантастика; люди, животные, птицы, солнце, луна и звезды - поистине огромный объем информации о представлениях древних китайцев! В этом отношении западноханьская живопись шагнула далеко вперед по сравнению с картинами эпохи Воюющих царств.
По картинам времен Воюющих царств и Западной Хань можно составить представление об особенностях древнекитайской живописи. Прежде всего до изобретения бумаги рисовали на шелке, но и даже после появления бумаги шелк нередко продолжал служить плотном для художника вплоть до наших дней. Орудием живописца была кисть, сделанная из шерсти животных. Главным изобразительным элементом была линия, наносимая тушью с помощью кисти.
Линии - это наиболее часто встречающийся в картине изобразительный элемент, особенно в картинах раннего периода. Известные и неизвестные китайские художники отличались виртуозным мастерством владения кистью. Линии, появляющиеся из-под их кисти, различались по толщине, густоте тушевой окраски, они могли поразить мощью, а могли выглядеть еле заметным волоском. С помощью линий и их многообразия художник создавал полные жизни, высокохудожественные образы, воплощавшие все многообразие объективного мира.
Картина на шелке в красках, найденная в фамильном могильнике Мавандуй в восточном пригороде города Чанша |