header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

 [8] Пейзажный жанр

Художник - "вундеркинд"

В музее "Гугун" хранится картина-свиток на шелке "Реки и горы на тысячу ли", автором которой, согласно надписи на тыльной стороне свитка, является Ван Симэн.  Вам Симэн был студентом Художественного училища во время правления императора Хой-цзуна (Чжао Цзи) династии Северная Сун (960-1127).  Он не раз обращался к императору с просьбой посмотреть свои работы и дать совет, так как император, помимо всего прочего, был также любителем живописи.  Свою картину "Реки и горы на тысячу ли" Ван Симэн написал, когда ему еще не исполнилось и 20 лет.  Император Хой-цзун, которому показали картину, дал ей высокую оценку.  К сожалению, юный талантливый художник скоропостижно скончался, едва переступив порог своего двадцатилетия.  Указанная картина - единственное дошедшее до нас произведение Ван Симэна.  И если бы не надпись на тыльной стороне, его имя вообще вряд ли стало известно потомкам.

Ван Симэн (1096-?). Реки и горы на тысячу ли. Шелк.

Свиток, вместивший обширный ландшафт

Картина-свиток "Реки и горы на тысячу ли" дает представление о композиционных особенностях жанра "горы и воды".  В картине можно выделить четыре части: сначала взору предстает горный массив с поросшими густой растительностью долинами, озеро, на берегу которого приютились крестьянские хижины.  На озере есть остров, который соединяется с берегом деревянным мостом.  Слева остров омывается просторной водной гладью.  Вдали желтеет песчаная отмель.  Разворачивая свиток, мы переходим ко второй части: тут перед нами встают горный пики, между двумя грядами которых протекает речка.  Через речку переброшен живописный мостик, на мосту беседка, где можно отдохнуть.  По ту сторону речки снова громоздятся скалистые вершины, они то выступают на передний план, то уходят вдаль.  У берега на приколе рыбацкие лодки, на озере рыбак забрасывает с лодки сеть.  В туманной дали парит стайка птиц.  Третью часть от второй отделяет водная гладь.  Берег отвесный, скалистый, внизу под скалой приютился рыбачий челн.  Горы в третьей части выглядят особенно неприступными и величественными, как бы достигая кульминации.  Оживление в суровой пейзаж вносит густая растительность в расселинах гор, да бурный поток, вытекающий из горного ущелья.  Постепенно горы становятся более пологими, появляется еще один водоем, возле него рыбачья деревушка, лодки и т.п.

Ван Симэн (1096-?). Реки и горы на тысячу ли. Фрагмент. Шелк.

В четвертой части художник изобразил на переднем плане густой лес, изредка перемежающийся с обрывистыми утесами.  

Чередование гор и водоемов наполняет картину ритмом и, как говорят в поэзии, определенным стихотворным размером.  

Художник проявил не только свое высокое композиционное мастерство, но и незаурядное умение обращаться с деталями.  Детали на картине переданы с большой точностью.  Вот, например, беседка на мостике, изображена в два яруса, внутри можно видеть скамьи для посетителей, кроме того, судя по обстановке, в беседке разбита чайная, где можно утолить жажду душистым настоем чая.  Мост и беседка написаны с соблюдением правильных архитектурных пропорций, человеческие фигурки в беседке изображены так, что не возникает сомнения, движутся ли они или находятся без движения.

Характерно, что художник оставляет пробелы между горно-водными массивами, а птицы, присутствующие на картине, создают впечатление безграничности пространства.

Образец "сине-зеленого пейзажа"

Картина "реки и горы на тысячу ли" своеобразна и по красочной палитре.  Художник отказался как от традиционной черно-белой палитры, создаваемой с помощью туши, так и от светло-розовых тонов, присущих многим его предшественникам.  Его картина выполнена в сине-зеленых тонах, перемежающихся с красным, белым и желтым, краски минерального происхождения хорошо сохраняются и обеспечивают долговечность картины.  Вершины гор окрашены в сине-черные тона, склоны гор зеленые, а у подножья горы окрашены в цвет почвы;  водная поверхность окрашена в зеленый цвет, который придает эффект глубины водоема.  В изображении людей, строений и растительности художник пользуется красным, белым и коричневыми цветами. 

Небосклон вверху темно-синий, но книзу становится светлее, а внизу шелк вообще не окрашен.  Все это создает эффект близости сумерек, когда еще не погасли последние лучи солнца.  В целом цветовая гамма призвана усилить настроение любования величественной панорамой.

    

Ван Хой (1632-1717). Водопад в горах весной. Бумага.

Го Чунь. Сине-зеленый пейзаж. Го Чунь был придворным художником, унаследовал стиль сине-зеленого пейзажа династий Тан и Сун. Шелк.

При династии Тан и Сун (9-й - 11-й вв.) жанр "сине-зеленого пейзажа" получил широкое распространение, позднее ему на смену пришли жанры черно-белого и светло-розового пейзажей.  Ван Симэн оказался в своем жанре уникальным представителем, так как у него практически не оказалось сколько-нибудь ярких последователей.

Жэнь Сюн (1823-1857). Деревья на заснеженных полях

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования